86 подписчиков

Хуастеки – самые свирепые воины Месоамерики: историческое наследие

173 прочитали

За индейцами североамериканского континента закрепилась слава беспощадных и жестоких воинов. В период после Конкисты это было объяснимо идеологическими мотивами. Европейским покорителям Америки и искателям приключений нужно было как-то оправдывать ущемление и эксплуатацию коренного индейского населения. В «СМИ» тех времен индейцы не могли не быть плохими, коварными и жестокими. К ХХ веку, за пять сотен лет истории, индейцы были частично уничтожены, уцелевшие остатки загнаны в резервации, их исконные земли заняты, бизоны перебиты, а их золотые предметы материальной культуры переплавлены. Казалось бы, беспокоится не за что. Однако, нет-нет, да проскакивают фильмы подобные «Апокалипто» («Апокалипсис»), в котором жертвоприношения индейцев (автор идеи имел ввиду, скорее всего, культуры ацтеков или майя) представлены выпукло, в ужасно-гиперотрофированной форме, больше похожие на адскую помесь какой-то скотобойни с «индустрией смерти» гитлеровских концентрационных лагерей. Да, жертвоприношения у индийцев существовали, как, впрочем, и у многих других традиционных обществ и племен мира с соответствующим уровнем развития и мировоззрения. Но такого как показано в подобных фильмах уж точно никогда не было.

За индейцами североамериканского континента закрепилась слава беспощадных и жестоких воинов. В период после Конкисты это было объяснимо идеологическими мотивами.

И все же, какие индейцы месоамериканской истории действительно заслуживают звание самых свирепых, непримиримых и жестоких воинов? Речь пойдет о воинственном индейском народе хуастеки (уастеки), на котором «ломали зубы» не только все их многочисленные соседи, но и сами конкистадоры, со своей в разы превосходящей индейскую, технологию ведения войны. Увы, в результате полуоседлого-полукочевого милитаризированного жизненного уклада хуастеки оставили истории немного археологических памятников своей культуры. И все же, определенная часть находок и лингвистический анализ месоамериканских языков позволил ученым некоторые установить особенности их истории.

За индейцами североамериканского континента закрепилась слава беспощадных и жестоких воинов. В период после Конкисты это было объяснимо идеологическими мотивами.-2

Предположительно, в середине второго тысячелетия до н.э. хуастеки «откололись» от своих языковых «родственников» - группы племен майя и мигрировали в район мексиканского штата Веракрус, где не находят место постоянной оседлости, перемещаясь и постоянно конфликтуя со своими соседями. Вначале с ольмеками, соседями по юго-западному побережью Мексиканского залива, фактически пространственно отделив племена хуастеков от своих «языковых родственников» - племен майя. А с 8 по 13 век н.э. - в постоянных противостояниях за побережье Мексиканского залива на востоке и территории Центральной Мексики на западе, с сапотеками, тольтеками, тотонаками, собственно ацтеками и другими этническими группами индейцев. В период с 13 по 15 век н.э. хуастеки, имея ряд устойчивых территорий, начинают вести более оседлый образ жизни и основывают первые города. Но дальнейшему развитию их культуры помешали конкистадоры, которым, как и воинственным ацтекам, так и не довелось подчинить хуастеков, а вот проблем они доставляли и после Конкисты немало.

За индейцами североамериканского континента закрепилась слава беспощадных и жестоких воинов. В период после Конкисты это было объяснимо идеологическими мотивами.-3

По сравнению со своими более развитыми в культурном плане оседлыми соседями, хуастеки чем-то напоминают северных варваров ранней Европы, совершавших постоянные нападения на Римскую империю либо чем-то сродни американской версии спартанского общества Древней Греции. Фактически существуя в условиях перманентной войны, хуастеки, зарекомендовали себя как бесстрашные, отважные и жестокие воины, со специфическими обычаями, проявляющимися в военных действиях или быту. К примеру, и, видимо, преимущественно с целью устрашения и деморализации противника хуастеки всячески трансформировали свою внешность: искусственно изменяли формы черепов и вытягивали шеи, надевали на голову колпаки (возможно, чтобы казаться выше), затачивали и отделывали зубы обсидианом и нефритом, наносили на тело татуировки, а в бой шли обнаженными. Хуастеки не брали пленных, а в качестве военных трофеев забирали головы врагов или их скальпировали. Кроме того, хуастеки, имея жреческую систему управлению обществом, слыли также и искусными кудесниками. Все попытки покорить их оканчивались неудачами. В лучшем случае, хуастеков вытесняли в горы, джунгли или другую местность.

За индейцами североамериканского континента закрепилась слава беспощадных и жестоких воинов. В период после Конкисты это было объяснимо идеологическими мотивами.-4

Казалось, все бы ничего, и хуастеки со своими боевыми жестокими традициями – это часть месоамериканской истории. Однако, современные методы устрашение хуастеков могут оказаться живее всех живых и использоваться в аналогичных, нередко деструктивных целях.

К чему я клоню? Наверное, нет бОльших любителей полного татуирования тела, чем члены мексиканских банд и преступных группировок.

За индейцами североамериканского континента закрепилась слава беспощадных и жестоких воинов. В период после Конкисты это было объяснимо идеологическими мотивами.-5

В отличие от ныне широко распространенных способов татуировок среди молодежи лишь ради подражания или чтобы выделится, татуировки преступников и мексиканских, в частности, имеют сугубо утилитарное смысловое наполнение в виде символов и знаков принадлежности к конкретной группировки, статуса или преступной специализации. В этом солидарны все преступные элементы мира, выбравшие криминальный образ жизни как способ существования. В отличие от преступников других народов, в том числе таких колоритных как японские якудза, именно среди мексиканской организованной преступности (яркий пример банда – MS-13) широко распространено нанесение «плотной» татуировки и на лицо. Также широко известны весьма жестокие правила банд Мексики, выйти из состава которых можно разве что в мертвом виде. Редкая, но иногда встречающаяся, броская инкрустация зубов некоторыми преступными элементами или представителей неформальных группировок, дополняет штрихи в картину некоторого сходства с древними хуастеками.

За индейцами североамериканского континента закрепилась слава беспощадных и жестоких воинов. В период после Конкисты это было объяснимо идеологическими мотивами.-6

Воинственность, агрессивный кочевой способ существования и непоколебимая уверенность в своем образе жизни как единственно верном, беспощадность к врагам, тело расписанное татуировками и обнаженный торс, общая территория Мексики – эта «галерея» сходств, свидетельствующая о том, что дикие традиции более живучи, даже если современный преступный мир Мексики никогда не слышал о свирепых хуастеках.