Найти в Дзене
Мода в книгах

Невеста революции: любимая героиня Коллонтай

В честь приближающегося дня солидарности женщин в борьбе за равные права продолжаем рассматривать, во что одевались женщины-активистки первых десятилетий ХХ века. Ближайшие записи будут посвящены творчеству Александры Коллонтай, которая, к тому же, в марте празднует день рождения. Повод есть!

Василиса Малыгина - героиня одноименной повести Александры Коллонтай. Работница, общественница, красавица и - жена, от которой ушел муж... Какие наряды носит Василиса, а какие - соперница, и на чьей стороне правда, об этом ближайшие публикации в честь праздника 8 Марта. Сегодня разберем повседневную одежду Василисы.

общежитие, 1927 год. Девушки коротко подстрижены, одеты в свободные блузы и удобные юбки.
общежитие, 1927 год. Девушки коротко подстрижены, одеты в свободные блузы и удобные юбки.

"Василиса -- работница, вязальщица. Ей двадцать восьмой год. Худенькая, худосочная, бледная, типичное "дитя города". Волосы после тифа обстрижены и вьются; издали похожа на мальчика, плоскогрудая, в косоворотке и потертом кожаном кушачке".

"Боевая была Василиса в восемнадцатом году! Да такая и осталась. Другие за последние годы поопустились, поотстали, по домам посели. А Василиса все на работе, все "воюет", все что-то "организовывает". - основные события рассказа относятся ко времени начала и разгара НЭПа, 1923-1925 год.

Василиса обычно носит черную юбку с ремнем и одну из нескольких блузок. У неё есть блузка "на выход". Точно так же одеваются все женщины её положения: "Прибегают сотрудницы, коммунистки, стриженые, в стареньких юбчонках, деловые, с бумагами для подписи". В театр Василиса надевает ту же юбку с чистой блузкой и новые сапожки - подарок мужа.

плакат со стереотипно изображенными работницами и крестьянками. Работницы носят юбку и блузку вместо сарафана и рубашки. Так же есть различия в повязывании косынки: работницы носят узел сзади, а крестьянки - под подбородком.
плакат со стереотипно изображенными работницами и крестьянками. Работницы носят юбку и блузку вместо сарафана и рубашки. Так же есть различия в повязывании косынки: работницы носят узел сзади, а крестьянки - под подбородком.

Желая подобрать побольше картинок с юбками и конторскими сотрудницами, я залезла на сайт, посвященный офисной жизни в Америке 1920-х годов. И - удивительное рядом - 70% американок всех возрастов и должностей носили на работу платья. Причем, иногда очень соблазнительные: из светлых тканей и совсем без рукавов. Кстати, в разобранной ранее повести "Гадюка" советские конторские девушки тоже носят платья.

все женщины, фигур которых видны сверху донизу, одеты в платья. Сидящие в первом ряду тоже одеты в платья - кроме самой правой.
все женщины, фигур которых видны сверху донизу, одеты в платья. Сидящие в первом ряду тоже одеты в платья - кроме самой правой.
Все женщины в кадре носят платья.
Все женщины в кадре носят платья.

Немного иначе обстоит дело с костюмами фабричных работниц. Василиса, конечно, работница, но уже фактически и управленец. А ее юбки-блузки ближе как раз к этому варианту. И тоже: далеко не все работницы носят юбки. Поверх своей повседневной одежды многие работницы надевают фартуки - их легко принять за платья, но будьте внимательны!

справа налево: юбка+блузка+нагрудник, платье с воротничком + пальто, либо светлое платье с темной отделкой, либо фартук поверх темного платья. И у всех (!) кожаные туфли.
справа налево: юбка+блузка+нагрудник, платье с воротничком + пальто, либо светлое платье с темной отделкой, либо фартук поверх темного платья. И у всех (!) кожаные туфли.
слева направо: фартуки поверх юбки+блузы и платья, две барышни справа неясно, что носят под фартуками. Возможно, это вообще такие платья.
слева направо: фартуки поверх юбки+блузы и платья, две барышни справа неясно, что носят под фартуками. Возможно, это вообще такие платья.

Муж Василисы, Владимир, еще до революции ездил в Америку, где и познакомился с модной индустрией. Впоследствии участвовал в революционных событиях, и с женой его связывают не только любовные, но и товарищеские отношения. Причем для Василисы он больше товарищ. Владимир же хочет видеть в жене в первую очередь женщину. Отношения супругов осложняются тягой мужа у уюту и даже роскоши, которые жена не принимает. Василиса надолго оставляет мужа из-за работы, а когда пара воссоединяется, Владимир уже связан с другой женщиной: конторской работницей, из бывших.

Став "директоршей", то есть после получения Владимиром высокого поста, Василиса сторонится "всяких фуфырок" - жён сослуживцев мужа, предпочитая им общество работниц. По желанию мужа, она старается стать женственнее, но "помадные" платья ей не идут, а вот обновы в деловом стиле очень ее украшают. К концу повести у Василисы уже появляется шляпка и волосы ложатся в кудряшки.

"Выбрала Вася белую блузку, синий галстучек повязала. Шляпку свою перед зеркалом надела, кудряшки поправила... Хочется ей сегодня Володе понравиться".

Галстучки могли представлять собой как узенькие платочки или ленты, ниспадающие с воротника на грудь - так могли быть и совершенно мужскими.

1925 год, Лондон. В данном случае, галстук, мужской воротничок, шляпа-котелок и трость указывают на прямое подражание мужчине. А вот у девушки справа галстучек является частью отделки воротника платья.
1925 год, Лондон. В данном случае, галстук, мужской воротничок, шляпа-котелок и трость указывают на прямое подражание мужчине. А вот у девушки справа галстучек является частью отделки воротника платья.
снова галстук выглядит прямым заимствованием из мужского гардероба. Костюм с галифе и лесной пейзаж указывают на то, что снимок сделан на охоте.
снова галстук выглядит прямым заимствованием из мужского гардероба. Костюм с галифе и лесной пейзаж указывают на то, что снимок сделан на охоте.

Но галстук не обязательно должен быть мужским: Василиса как раз пытается быть женственной в этот раз. Шляпка-клош, скорее всего, украшает Васину голову

Шляпка-клош
Шляпка-клош

За время совместной жизни Владимир не раз указывал Василисе на то, что хотел бы видеть ее соблазнительной и хорошо одетой. Мечась между ней и любовницей, он пытается возродить в себе былые чувства к жене: дарит ей материю на платья, приучает носить красивое белье, сердится, увидев замарашкой. Об этих новых и не принятых Василисой нарядах мы поговорим в следующей статье.

Чтобы не пропустить, подписывайтесь на мой канал "Мода в книгах"