В честь приближающегося дня солидарности женщин в борьбе за равные права продолжаем рассматривать, во что одевались женщины-активистки первых десятилетий ХХ века. Ближайшие записи будут посвящены творчеству Александры Коллонтай, которая, к тому же, в марте празднует день рождения. Повод есть!
Василиса Малыгина - героиня одноименной повести Александры Коллонтай. Работница, общественница, красавица и - жена, от которой ушел муж... Какие наряды носит Василиса, а какие - соперница, и на чьей стороне правда, об этом ближайшие публикации в честь праздника 8 Марта. Сегодня разберем повседневную одежду Василисы.
"Василиса -- работница, вязальщица. Ей двадцать восьмой год. Худенькая, худосочная, бледная, типичное "дитя города". Волосы после тифа обстрижены и вьются; издали похожа на мальчика, плоскогрудая, в косоворотке и потертом кожаном кушачке".
"Боевая была Василиса в восемнадцатом году! Да такая и осталась. Другие за последние годы поопустились, поотстали, по домам посели. А Василиса все на работе, все "воюет", все что-то "организовывает". - основные события рассказа относятся ко времени начала и разгара НЭПа, 1923-1925 год.
Василиса обычно носит черную юбку с ремнем и одну из нескольких блузок. У неё есть блузка "на выход". Точно так же одеваются все женщины её положения: "Прибегают сотрудницы, коммунистки, стриженые, в стареньких юбчонках, деловые, с бумагами для подписи". В театр Василиса надевает ту же юбку с чистой блузкой и новые сапожки - подарок мужа.
Желая подобрать побольше картинок с юбками и конторскими сотрудницами, я залезла на сайт, посвященный офисной жизни в Америке 1920-х годов. И - удивительное рядом - 70% американок всех возрастов и должностей носили на работу платья. Причем, иногда очень соблазнительные: из светлых тканей и совсем без рукавов. Кстати, в разобранной ранее повести "Гадюка" советские конторские девушки тоже носят платья.
Немного иначе обстоит дело с костюмами фабричных работниц. Василиса, конечно, работница, но уже фактически и управленец. А ее юбки-блузки ближе как раз к этому варианту. И тоже: далеко не все работницы носят юбки. Поверх своей повседневной одежды многие работницы надевают фартуки - их легко принять за платья, но будьте внимательны!
Муж Василисы, Владимир, еще до революции ездил в Америку, где и познакомился с модной индустрией. Впоследствии участвовал в революционных событиях, и с женой его связывают не только любовные, но и товарищеские отношения. Причем для Василисы он больше товарищ. Владимир же хочет видеть в жене в первую очередь женщину. Отношения супругов осложняются тягой мужа у уюту и даже роскоши, которые жена не принимает. Василиса надолго оставляет мужа из-за работы, а когда пара воссоединяется, Владимир уже связан с другой женщиной: конторской работницей, из бывших.
Став "директоршей", то есть после получения Владимиром высокого поста, Василиса сторонится "всяких фуфырок" - жён сослуживцев мужа, предпочитая им общество работниц. По желанию мужа, она старается стать женственнее, но "помадные" платья ей не идут, а вот обновы в деловом стиле очень ее украшают. К концу повести у Василисы уже появляется шляпка и волосы ложатся в кудряшки.
"Выбрала Вася белую блузку, синий галстучек повязала. Шляпку свою перед зеркалом надела, кудряшки поправила... Хочется ей сегодня Володе понравиться".
Галстучки могли представлять собой как узенькие платочки или ленты, ниспадающие с воротника на грудь - так могли быть и совершенно мужскими.
Но галстук не обязательно должен быть мужским: Василиса как раз пытается быть женственной в этот раз. Шляпка-клош, скорее всего, украшает Васину голову
За время совместной жизни Владимир не раз указывал Василисе на то, что хотел бы видеть ее соблазнительной и хорошо одетой. Мечась между ней и любовницей, он пытается возродить в себе былые чувства к жене: дарит ей материю на платья, приучает носить красивое белье, сердится, увидев замарашкой. Об этих новых и не принятых Василисой нарядах мы поговорим в следующей статье.
Чтобы не пропустить, подписывайтесь на мой канал "Мода в книгах"