Найти тему
ЭнергиаВита

Энергоменеджмент по-русски: семь уроков

Оглавление

Май 2015. Об энергоменеджменте сказано много хорошего, однако одновременно к его методам много и скептицизма. Какой подход более оправдан для российских предприятий? Что можно извлечь из этой системы мер и каков лучший опыт?

Учебники и консультанты говорят нам о преимуществах системы энергоменеджмента (СЭнМ) согласно международному стандарту ISO 50001:2011 «Системы энергоменеджмента – Требования c руководством по использованию». Среди них чаще всего называют:

• малозатратные организационные меры, т.н. «низковисящие плоды»;

• увязка в систему любых мероприятий и дополнительные эффекты;

• не упустить то, что часто забывается, но имеет эффект;

• позволяет долгосрочно сохранить эффект;

• создает систему воспроизводства эффектов.

Но как воспользоваться этими бонусами, и реализуемы ли они в российских условиях? Споры об этом продолжаются самые горячие.

Свое или чужое?

Один из первых возникающих вопросов – надо ли «изобретать свой велосипед» или воспользоваться готовым? Ведь международный стандарт по энергоменеджменту ISO 50001:2011 называют квинтэссенцией лучших мировых практик.

Часто это видится противоречием: предприятие имеет собственный немалый (а главное, больной и поэтому ценный) опыт, и есть западные «лучшие практики». Что предпочесть? Кто-то верит только себе, отрицая Стандарт, кто-то готов забыть собственные наработки и кидается внедрять чужие. Однако часто противоречие – кажущееся. Об этом говорит опыт ведущих российских компаний и холдингов, внедряющих СЭнМ (ЕВРАЗ, Сибур, ТМК и др.). И собственный опыт, и практики и стандарта – об одном и том же, и вполне непротиворечиво.

Флагманы энергоменеджмента в российской промышленности предпочитают использовать принципы стандарта как мерку, по которой приоритетно обращают внимание на те или иные вопросы, обеспечивая системность в работе. Их опыт говорит о главном – не надо смотреть на стандарт как на отвлеченную сущность, он абсолютно о том же, о чем каждодневная работа в Отделе главного энергетика.

Преимущества понятны на бумаге, но не каждый их достигает. Гораздо более известны на практике сложности работы со стандартом:

• нет авторизованного перевода стандарта на русский язык;

• ГОСТ Р, созданный на основе международного стандарта в 2012 году, больше именно перевод, без адаптации в существующей системе стандартов и терминологии;

• результат – «птичий язык» управленцев, когда все слова понятны, а смысл, что делать – ускользает;

• стандарт очень рамочный, его непросто приложить на практике (лишь недавно появилось семейство новых, детализирующих процедуры первого, исошных стандартов, однако и они отвечают далеко не на все вопросы, которые возникают у предприятия, внедряющего СЭнМ);

• результат очень зависит от способа применения, от того, как поставлена эта работа в компании.

-2

Урок 1. Нет волшебной таблетки

Часто мы привыкли, что можно заключить договор, нанять подрядчика, и «специально обученные люди» придут и все сделают. В отношении внедрения СЭнМ полезно задаться некоторыми вопросами. Что может сделать консультант? Что должна делать команда на предприятии? Умеем ли оценить компетентность в менеджменте? Реально ли ожидать, что приглашенные консультанты лучше разберутся, например, в технологическом процессе? Учитывая, что основной потенциал для промышленного предприятия – там? И что даже собственные энергетики туда не очень допущены, памятуя о вечных противоречиях между энергетиками и технологами? Система энергоменеджмента – творческий, интеллектуальный продукт собственной команды предприятия. Кого бы ни нанять, снаружи никто не «сделает хорошо» – запуститься система должна изнутри.

Хороший консультант поможет создать ситуацию, в которой «велосипед поедет», СЭнМ на предприятии заработает. Он будет организовывать встречи, давать советы, что надо сделать и на что обратить внимание, задавать вопросы (а вовсе не всегда давать ответы), объяснять по ходу выполнения. Но озаряет в процессе – команду, рабочую группу по внедрению СЭнМ. Эти люди видят по-новому, делают выводы из таблиц и графиков энергоанализа, которые получились по заданиям консультанта, находят новые для своего предприятия возможности в сфере энергопотребления. Как и взаимодействие между энергетиками и технологами, и экологами, и закупщиками, и проектантами, и финансистами – придется налаживать самим.

-3

Урок 2. Энергоменеджмент – не про технологии

Технологии, материалы, решения либо есть, либо будут найдены. И часто дело даже не в деньгах – наличие финансовых средств еще не гарантирует успех, тому масса примеров.

Стандарт энергоменеджмента построен на другом – важно обеспечить в компании принятие новой политики и сознательность ее реализации. От зарубежных коллег известна простая формула:

-4

, где

E – получаемый эффект (Effectiveness)

Q – качество (Quality)

A – принятие (Acceptance).

Под «качеством» понимаются традиционные понятные меры – совершенствование системы мониторинга, проведение энергоаудита, технологическая модернизация, повышение квалификации, что угодно. Под «принятием» - тот неизмеримый признак, о котором, в общем, весь стандарт – следуя известной легенде, носят ли эти люди кирпичи, или строят Храм.

Человеческий фактор, принятие либо непринятие сотрудниками предприятия новой энергетической политики либо приумножат все принимаемые меры, либо, наоборот, нивелируют.

Энергосберегать чаще всего хочет отдел главного энергетика или даже только ответственный за энергосбережение. Но влияют на потребление энергоресурсов все на предприятии, и не хватит ни рук, ни ног, ни времени следить за каждым и шпынять его. СЭнМ по стандарту говорит, что важно не только поставить, например, котел-утилизатор или автоматизировать систему мониторинга, важно, чтобы на капающий кран или свистящую трубу быстро приходил ремонт, чтобы рождались новые проекты модернизации или даже просто любого снижения энергопотребления.

Поэтому такое значение стандарт придает заинтересованности высшего руководства, информированности и вовлеченности сотрудников и иным чисто управленческим фишкам – всем тем моментам, которые традиционным инженерам-энергетикам трудно оценить, измерить и реализовать. Поэтому – разработка и публикация Политики энергоэффективности, разъяснения и мотивация, контроль высшего руководства, внутренние аудиты. Именно эти ключевые точки оказываются недооцененными при внедрении СЭнМ в российских условиях.

Тем более, что по умолчанию СЭнМ – инородное тело, компания его изгоняет. И критически важно не только найти мероприятия и инвестиции на них, важно обеспечить эту вовлеченность персонала, «строительство Храма».

-5

Урок 3. Себя не обманешь

Сертификат соответствия выдается все же по неким формальным признакам. Измерить, насколько действительно в команде закрутилась система энергоменеджмента, сложно, если не невозможно. Но сами инициаторы точно знают – или велосипед СЭнМ едет, или красиво стоит в уголке, пусть даже с международным сертификатом соответствия.

Это кажется иногда странным, но два одинаковых предприятия с совершенно разными показателями энергорезультативности могут получить международный сертификат соответствия. Аналогично, два одинаковых предприятия совершенно по-разному подойдут к работе и получат несхожие системы энергоменеджмента, обе достойные сертификата.

Урок 4. Велосипед у всех разный

Стандарт энергоменеджмента называют самым рамочным и общим из исошных стандартов. Он оставляет на усмотрение предприятия целые пласты, не детализируя их (надо оговориться, что недавно появились следующие стандарты как раз для разворачивания некоторых частей работы по СЭнМ – стандарты ISO 50004 (руководство по СЭнМ), 50006 (показатели и базовая линия), 50015 (измерение и контроль). И все равно остается множество развилок для принятия решений и реализации прописанных принципов, нет не только требуемой к достижению величины целевых показателей, нет и списка этих показателей – предприятие должно выбрать их само.

Работа с семейством стандартов по СЭнМ – творческий интеллектуальный процесс

И результат зависит от того, как в конкретной компании будут приложены заявленные в стандарте принципы.

Однако не успела компания разобраться с ISO 50001:2011, как новый тезис – системы менеджмента надо интегрировать. Очень многие предприятия внедрили системы менеджмента качества и экологического менеджмента, а также ряд других, по исошным стандартам. И все они – не просто параллельные, а синергичные процессы.

Урок 5. Система как часть системы

Это о том, что энергоменеджмент – не самоцель, а лишь один из инструментов в стратегии любого предприятия. Как синхронизировать множество параллельных процессов и найти в них синергию. Эти возможности есть и в стандартах ISO – в их принципах много общего, и систему документооборота, оргструктуру, публичную политику и так далее с внедрением каждого нового стандарта не надо делать с нуля – надо достроить.

Свежий пример из отечественной практики – наилучшие доступные технологии (НДТ). Их внедрение стало обязательным к 2019 году для многих промышленных предприятий согласно новопринятому Федерального закону №219-ФЗ «Об охране окружающей среды». Это значит, мероприятия по энергоэффективной модернизации теперь – общее дело энергетиков и экологов на предприятии.

-6

Урок 6. Учиться и делиться

Очень много настоящего, живого и важного мы знаем об энергоменеджменте в российских условиях от первопроходцев – предприятий, рискнувших первыми. С ними одновременно пробовали, ошибались, наступали на грабли и платили за ошибки и другие компании, однако первые делятся своим опытом с профессиональным сообществом, и это вносит огромный вклад. Стандарт – не нечто замершее, как применить его в изменившихся условиях, типичные ошибки внедрения и лайфхаки, как лучше и проще, конкретные кейсы и примеры – важны наверно, даже более, чем сам текст стандарта, для идущих следом и ставящих целью привести свою систему энергоменеджмента в соответствие с лучшими мировыми практиками.

Однако, сколько ни слушай других и ни учись на чужих ошибках, только собственный опыт ведет вперед.

Урок 7. Не ждать готовых решений

Ни от нанятых консультантов, ни от внешних советчиков, ни даже от собственной рабочей группы. Меняются внешние условия, могут меняться тактика и даже стратегия компании, н остается цель на рациональное потребление энергоресурсов и запуск корпоративной управленческой системы, постоянно генерирующей улучшения и позволяющей инвестировать экономию в новые проекты. А вот что она будет из себя представлять на каждом временном этапе – зависит только от самого предприятия.

И самым упорным эта гонка дается, а вершины покоряются.

-7