Найти тему
6,6K подписчиков

Бука Димка, Обасанджо, Нгребада и другие африканские политики, которые вошли в историю

137 прочитали

Вспоминаю один из моментов работы на НТВ. Февраль 1999 года. Веду выпуск новостей и вдруг редактор прибегает со срочным сообщением: на выборах в Нигерии к власти вернулся генерал Обасанджо. Это мировая сенсация, потому что генерал стал единственным африканским лидером, который еще в 70-е годы был главой государство - и вот через двадцать лет вернулся на тот же пост.

Начинаю читать в эфире прямо с ленты ТАСС и вдруг глаза упираются в слова “Бука Димка”. И это - катастрофа, потому что меня начинает душить дикий смех: такое знакомое русское имя вдруг в новостях из Африки - да еще и какой-то страшный Бука… Из последних сил даю условный сигнал режиссеру, и новости прерываются какими-то анонсами о новых программах канала, чтобы дать мне возможность прийти в себя.

А теперь напомню, кто это такой Бука Димка. Кстати, на самом деле его фамилия длиннее - но по-русски это звучит не очень прилично, и написать фамилию полностью мне запрещают правила Яндекс.Дзен, требующие не приводить в текстах ненормативную лексику. Так вот этот Димка был подполковник армии Нигерии, который в 1976 году устроил переворот. Подавлением переворота руководил как раз Обасанджо - вот так он и стал тогда впервые правителем Нигерии.

Фото с сайта warspot.ru
Фото с сайта warspot.ru

Теперь телеведущим впору опять учиться правильно произносить замысловатые африканские имена, потому что новостей об Африке - все больше. Россия опять активно действует на этом континенте, стараясь усилить свое влияние на разные африканские страны.

Например, нового премьер-министра Центральноафриканской Республики Фирмина Нгребаду французская газета Le Monde называет “человеком Москвы”. В газете приводятся утверждения, что Нгребада - русофил, что он курировал поставки российского оружия в ЦАР, и через него Россия укрепляет свои позиции в этом регионе.

И у Москвы давний опыт сотрудничества с этой страной Центральной Африки. Еще в советские времена был даже такой момент, когда это вообще было сотрудничество с каннибалом. Людьми питался тогдашний глава Центральноафриканского государства Жан-Бедель Бокасса.

Рассказывали, что как-то раз он велел приготовить блюдо из одного провинившегося министра. Этим блюдом он угостил остальных членов кабинета, а затем объявил им: “Господа, вы только что съели своего коллегу”.

В перерывах между своими кулинарными экспериментами центральноафриканский президент говорил о любви к “социалистическому лагерю” - и его со всеми почестями принимали в Москве. В Москве Бокассе очень понравился обычай советских лидеров целоваться - так он ощущал их волнующий запах и вкус. Вернувшись домой, он обцеловал всех своих министров - чем очень их напугал.

Фото: AP
Фото: AP

А особенно в Москве Бокассе понравился плотный, мясистый Брежнев - улыбаясь и хищно причмокивая, Бокасса после переговоров признавался в этом своему повару. Повар хорошо понимал, о чем идет речь: у него на кухне в президентском дворце в морозильных камерах хранились человеческие останки.

У Бокассы был и советский повар - его выписали в Центральную Африку за особые кулинарные способности. Но повар быстро сбежал в советское посольство - после того как открыл дверцу одной из тех самых морозильных камер.

К счастью, сейчас другие времена, и российские специалисты не бегут из ЦАР домой, опасаясь, что их съедят. А этих специалистов в Центральной Африке уже опять немало, как и во времена Бокассы. По данным газеты Le Monde, в течение года в ЦАР были направлены несколько сотен россиян: некоторые стали инструкторами в вооруженных силах страны, другие обеспечивают личную охрану президента Фостен-Аршанжа Туадеры.