АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВ, ЗАВТРА ТВОЕЙ СТРАНЫ
Почему большинство экспертов в экономике и политике — мужчины, а вопросы моды и семьи комментируют только женщины?
Журналист — профессия, которая дает возможность не только общаться с интересными людьми, но и влиять на то, что происходит в стране и мире. Именно журналист решает, кого общество услышит, а кого нет. Однако большинство журналистов этого не осознают и в своих материалах невольно искажают картину мира, тем самым загоняя общество в плен стереотипов и предрассудков.
Таковы результаты глобального мониторинга мировых СМИ Global Media Monitoring Project, в котором приняли участие 114 стран мира. В ходе мониторинга было проанализировано более 22 тысяч статей и новостных теле- и радиопередач и свыше 45 тысяч человек, выступивших в этих материалах в роли экспертов или героев сюжета.
Женщины попадают в новости случайно
— В ходе исследования выяснилось, что 4 из 5 экспертов — мужчины, а среди героев сюжетов женщин только 24% (в Беларуси 25%). Причем женщины в этих сюжетах, как правило, потерпевшие или случайные свидетели событий, — рассказывает редактор шведской части отчета, специалист по связям с общественностью в Шведском государственном агентстве по гендерному равенству Жозефин Якобссон.
При этом женщины фигурируют в качестве экспертов преимущественно в вопросах моды, семейных отношений, контроля рождаемости, иногда спорта. Практически во всех новостях на другие темы доминируют мужчины.
— Этим укрепляется стереотип, что мужчина — независимая личность, которая занимается серьезными вещами, строит карьеру, а женщина зависит от мужа. Даже если у нее и есть работа – это не так важно. Ее предназначение – семья и дети, — говорит эксперт.
Это касается и других групп населения. Так, эмигранты фигурируют только в новостях про эмигрантов, люди с инвалидностью — только в сюжетах о проблемах людей с ограниченными возможностями. В результате картина мира в новостях получается искаженной.
В Беларуси в документах может исчезнуть термин «инвалид»
— Журналисты не задумываются, что таким образом создают почву для предрассудков и даже не пытаются как-то устранить этот дисбаланс, — рассказывает Жозефин Якобссон.
В результате в новостях про политику, экономику и науку почти все комментаторы – мужчины. И у общества все сильнее укрепляется в подсознании стереотип о том, какие профессии мужские, а какие женские.
— Нам кажется, что у нас нет женщин-экономистов или политологов. Но это не так. В действительности они есть и их немало, просто зачастую они не хотят давать интервью, —рассказывает медиаэксперт Павлюк Быковский.
Это вызвано тем, что предрассудки очень глубоко сидят в нашем обществе. Женщины часто сталкиваются с более жесткой критикой в соцсетях, если комментируют «не женские» темы. Вот почему они предпочитают оставаться в тени, занимаясь исследовательской работой.
Зачем нужны перемены?
Изменить эту ситуацию сложно, но возможно. Для этого журналисты должны стремиться к тому, чтобы показать мир таким, какой он есть. Пытаться по любым вопросам брать комментарии и у мужчин и у женщин, и у молодых и у пожилых. Рассказывать об эмигрантах не только в связи с преступлениями, которые кто-то из них совершил.
— Если этого не удается сделать в одном материале, то уравновесить этот дисбаланс другими статьями, — считает Жозефин Якобссон
Эксперт считает, что необходимо как можно чаще писать о женщинах в традиционно мужских сферах и о мужчинах – в традиционно женских.
—Только так мы сможем восстановить дисбаланс, побороть предрассудки и вернуть доверие к СМИ. Положительный эффект не заставит себя ждать. Это должны понять и журналисты, и руководители СМИ, и рекламодатели. Если журнал о рыбалке начнет писать про женщин, которые занимаются ловлей рыбы, то скоро рыбалка станет популярной и у женщин, — уверена Жозефин Якобссон.