Найти тему

ЧА16-ЧА17. Происхождение ритма жизни

Оглавление

16 глава книги "Чекан Адама.Ритм жизни человека и государства"

Анализируя первые воспоминания жизни очень многих людей, я обратил внимание на то, что они располагаются во временном интервале от полугода до четырех – пяти лет.

Поначалу я думал, что ритм жизни как бы внедряется в человека в результате некоего, чуть ли не мистического откровения. Теперь убежден- каждый человек рождается со своим ритмом.

Еще одно наблюдение- чем раньше помнит себя человек, тем больше его волнуют духовные ценности, чем позже- тем более человек практичен, что называется, приземлен.

ЧА17. Игры, которые играют людьми

Знаете ли вы, что вам угрожают … игры? Приведу цитату из газеты «Аргументы И Факты» http://www.aif.ru/health/article_prmid_dta74500.html:

«Национальная ассоциация США по проблемам азартных игр отмечает, что любой житель планеты может стать игроголиком с вероятностью 48%. Для сравнения: вероятность стать алкоголиком оценивается в 34%, а уголовным преступником — в 6%.

В США 51,2 миллиона граждан посещают казино, 15,4 миллиона страдают патологической зависимостью от азартных игр, а 3 миллиона игроков обращаются с этой проблемой к психотерапевтам. Установлено, что в США частые посетители игорных заведений ежегодно проигрывают свыше 20 миллиардов долларов. В маленькой Швеции жизнь более 10 миллионов заядлых игроков полностью подчинена болезненной страсти. Курс лечения в шведской клинике обходится в 200 тысяч долларов и успешен только в половине случаев.

Игроманами чаще становятся мужчины, чем женщины. Опасность оказаться на игле азарта особенно велика для подростков».

Что же можно сказать об играх? После некоторых размышлений, пришел к выводу, что надо вводить два новых раздела в мою классификацию. Теперь она будет выглядеть так:

1. Информационные вирусы – низший уровень

2. Игры

3. Человеческие ритмы жизни – средний уровень

4. Спектакли

5. Смыслы жизни государств.

6. Эоны – смыслы жизни эпох.

Рассмотрим поподробнее второй пункт. Что такое игра? Вот определение из словаря Ушакова:

«ИГРА', ы́, мн. и́гры, ж.

1. только ед. Действие по глаг. играть. Дети думают только об игре, забывая об уроках. И. положена в основу воспитания в детских домах. И. в лапту. И. в шахматы. И. в тенис. Театральная и. И. в великодушие. И. людьми. И. на рояле. И. брильянтов. И. красок. 2. Тот или иной вид этого действия, как совокупность определенных приемов, правил. Детские игры. Подвижные игры. Спортивная и. Азартные игры. 3. То, во что играют - комплект нужных для этого предметов. Купил военно-морскую игру. Уселись и распечатали игру (новую колоду карт). Дствскй. Продаются игры для детей. 4. только мн. В древней Греции - празднества, происходившие через определенные промежутки лет и состоявшие гл. обр. в спортивных состязаниях (истор.). Олимпийские игры. Коринфские игры. 5. Манера, способ играть. У этого музыканта хорошая и. 6. Отдельный момент, часть игры (карточной, спортивной). Эта и. не в счет. Взять игру при своей подаче (в тенисе, волейболе). 7. Комбинация, расклад карт. Подошла хорошая и. 8. Очередь играть (чаще в карты). Сейчас моя и. ◊

Раскрыть игру чью - обнаружить чьи-н. тайные намерения.

Игра не стоит свеч [перевод фр. le jeu n’en vaut pas la chandelle, из языка картежников] - поговорка о пустом, невыгодном деле, не оправдывающем затраченные средства, усилия.

Биржевая игра - скупка и перепродажа ценных бумаг для извлечения выгоды из разницы курсовых цен.

Играть (вести, затевать и т. п.) большую игру - перен. предпринимать действия, к-рые могут повлечь за собой серьезные последствия.

Опасная игра - перен. рискованное предприятие.

Игра слов - каламбур, употребление одного значения слова вм. другого.

Игра в слова (неодобрит.) - пользование напыщенными фразами ради сокрытия истины или по бедности мыслей.

Игра природы (книжн.) - уклонение от обычных физических норм, уродство.

Игра судьбы (книжн.) - неожиданный оборот, происшествие в жизни.

Игра случая - непредвиденная случайность.

Игра воображения (ирон.) - пустая фантазия, выдумка.

В новейшем философском словаре игра определяется так(http://slovari.yandex.ru/dict/phil_dict/article/filo/filo-270.htm?text=%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0):

«ИГРА - разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей. И. - одно из ключевых понятий современной культурологии. В широкий научный обиход вошло в значительной степени благодаря классической работе Хейзинги "Homo Ludens" (1938). Современный интерес к проблеме игрового элемента в культуре обусловлен характерным для гуманитарной мысли 20 в. стремлением выявить глубинные дорефлексивные основания человеческого существования, связанные с присущим лишь человеку способом переживания реальности. И. при этом трактуется как форма существования человеческой свободы (Сартр), высшая страсть, доступная в полной мере лишь элите (Ортега-и-Гассет), самоценная деятельность, вовлекающая индивида в свою орбиту как "превосходящая его действительность" (Гадамер). И. - многогранное понятие, обозначающее как особый адогматичный тип миропонимания, так и совокупность определенных форм человеческой деятельности. Классификация последних предполагает выделение: состязаний; И., основанных на имитации, подражании (театр, религиозные ритуалы и т.п.); азартных И. с вероятностным исходом (лотерея, рулетка, карты); продуктивной И. человеческого воображения. Высшая ценность И. - не в результате, а в самом игровом процессе. В любой разновидности И. присутствуют в различном соотношении два первоначала. Первое из них связано с острыми эмоциональными переживаниями игроков и наблюдателей, достижением возбужденно-экстатического состояния; второе, напротив, рационально по своей природе, в его рамках четко определяются правила И. и строго требуется их соблюдение. Нарушение правил ведет к исключению из данной И. Система правил создает специфическое игровое пространство, моделирующее реальность, дополняющее ее или противостоящее ей. В процессе И. возникают "иные миры", лишающие ореола сакральности наличное положение дел, парадоксально сочетающие воспроизведение актуальных стереотипов культуры (и их усвоение в процессе И.) с их ироническим, "игровым" переосмыслением. В системе культуры И. выполняет ряд функций. Она служит одним из средств первичной социализации, способствуя вхождению нового поколения в человеческое сообщество. И. также является сферой эмоционально насыщенной коммуникации, объединяющей людей с различным социальным положением и профессиональным опытом. Кроме того, пространство И. сохраняет и воспроизводит архаичные навыки и ценности, утратившие с ходом времени свой первоначальный практический смысл. И. имеет немалую ценность и в качестве элемента творческого поиска, высвобождающего сознание из-под гнета стереотипов, она способствует построению вероятностных моделей исследуемых явлений, конструированию новых художественных или философских систем или просто спонтанному самовыражению индивида. Любая инновация в культуре первоначально возникает как своеобразная И. смыслами и значениями, как нетривиальное осмысление наличного культурного материала и попытка выявить варианты его дальнейшей эволюции. И. умирает, когда исчезает грань условности и жизни. При этом возможны как вторжение реальности в мир грез, подменяющее "магическую реальность" примитивной прагматикой, так и экспансия умозрительных построений в реальную действительность, мистифицирующая практический опыт и подменяющая рациональные программы деятельности отвлеченными лозунгами и несбыточными обещаниями. Произвол воображения, покинувшего четко обозначенные границы пространства И., порождает, наряду с другими проблемами, рискованные социальные эксперименты и одержимое мифотворчество. (См. также Надежда, Язык искусства.)

(М.Р. Жбанков )»

Что же такое игра с точки зрения теории ритма жизни? Игра – это один полный, завершенный, уже отработанный цикл ритма жизни. Игра живым существом не является.

Лучше всего показать это на примере.

Все известна судьба бабочки: яйцо- гусеница- куколка- бабочка. Если мы возьмем только один цикл из ее жизни, то сходство с игрой будет наиболее разительным.

Действительно, у игры есть свое пространство (скажем, гусеница живет на листьях), однозначные правила ( ползай и ешь листья), ограниченное время (созреешь, станешь куколкой - игра заканчивается).

Собственно, игры и берутся из умерших ритмов жизни. Поэтому так неудачны попытки придумать новые игры. Чуть выше мы читали про то, что «пространство И. сохраняет и воспроизводит архаичные навыки и ценности, утратившие с ходом времени свой первоначальный практический смысл».

Игра тренирует ритм жизни человека, подзаряжая его жизненной энергией, увеличивая ее эластичность, способность прилаживаться к меняющимся условиям жизни.

Однако если собственный ритм жизни слаб или задавлен(как это бывает у тех же подростков, людей больных и вообще ослабленных, а также стариков), игра может захватывать человека. Подменять его живое существование на механическое воспроизводство одного-единственного цикла. Так происходит с игроками. Игрок- это пластинка, которую заело на одной и той же фразе. Если вы хотите избавить игрока от болезненного пристрастия игры, нужно произвести ритмотерапию и укрепить его собственный ритм жизни, иначе все будет бесполезно. Игра становится для игрока единственным способом ощутить движение жизни, понять, что он живет.

Игры захватывают людей во времена слома эпох. В книге Дж. Шульца рассказывается, к примеру, как во времена, когда в Америке перебили всех бизонов, нарушился привычный уклад жизни, у индейцев развилось болезненное пристрастие к карточной игре. Люди проигрывали даже своих жен.

Также не случайно в России в последние годы очень много людей проигрывали в пресловутые столбики свои квартиры, все деньги и так далее.

Кроме того, игра является способом цивилизованного выстраивания иерархии. Не случайно, скажем, в фильмах про Джеймса Бонда сей господин так много времени проводит в казино, да и вообще это заведении предназначено именно для элиты. Человек, который не ходит в казино и не проверяет свой ритм жизни, не доказывает окружающим, в конце концов, вызывает подозрения и на него нападают. Победил – значит, твой дух силен, жизненная сила на высоте. Ритм жизни крепок. Альтернатива этому - стоя на вершине пирамиды майя, отрубать башку пленному и кидать в толпу с криком: «Мы сильны!»

Забавно, что европейские государства предпочитают доказывать свою силу на играх, типа олимпийских, а Америке для самоутверждения надо время от времени кого-то мочить и показывать отрубленную голову врага. Видимо, это особенность всех американских государств, пока не знаю.

В общем, игра никем не играет. По сути она мертва, она просто что-то вроде экзамена или пресловутого ЕГЭ –у слабых она забирает силу, а сильным ее дает. Надо в этом качестве ее и использовать.

Рекомендации просты – если ваш ребенок или вы сами сильно увлекаетесь игрой, значит, необходимо тренировать его или ваш ритм жизни, более гармонично выстраивать коридор жизни. Ребенок, как каждый человек, на самом деле в игре добирает то, чего ему не хватает в жизни. Мысль банальная, но верная. Так что обратите на это внимание, пока не поздно.

глава 15

глава18