Что такое Роcкомнадзор?
Роcкомнадзор (Официальный сайт: https://rkn.gov.ru/) - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В задачи службы входят надзор за соблюдением Российского законодательства в сфере связи, информационных технологий и СМИ, а также надзор по защите персональных данных.
Иногда Роcкомнадзор осуществляет выездные проверки организаций. Так дошло и до учреждения, в котором я работал.
К нам придет РОСКОМНАДЗОР
Роcкомнадзор на официальном сайте размещает план проверок на год. Так мы узнали, что нас будут проверять.
Когда узнали - уволилась начальник отела кадров. Назначили нового. А меня (начальник отдела информационных технологий) дали ей в помощь. Теперь начальник отдела кадров отвечала за организацию, хранение и обработку персональных данных, а мне вменили ответственность за информационные системы персональных данных (ИСПДН).
Мы с отделом кадров изучили законодательство, методические рекомендации, посмотрели опыт проверок и впали в депрессию. В организации никто не занимался учетом законов о персональных данных. Не было никаких согласий, регламентов, распорядков, инструкций – ничего.
Мы попытались сделать документы на основе тех, что были в других организациях, прошедших проверку. Но один и тот же документ в двух однотипных организациях выглядел по-разному. Чем больше мы вникали – тем больше у нас возникало вопросов.
Ближе к проверке нам прислали перечень главных пунктов, на которые ориентируются проверяющие. Это немного помогло понять какие-то базовые вещи. Но в принципе проблему подготовки не решало.
Неожиданное подспорье
За пару недель до проверки с нами связалась компания, которая занимается подготовкой документов для соответствия требованиям закона №152-ФЗ «О персональных данных» и прохождения проверок Роcкомнадзора. Как впоследствии оказалось, такие компании отслеживают план проверок на сайте Роcкомнадзора и предлагают услуги тем, кто в этой «очереди».
Мы согласились. Другого выхода не было. Оплатили доступ в сервис, внесли данные организации, ответственных и т.д. На выходе получили перечень документов (всего около 30 документов).
Первая встреча с сотрудниками Роcкомнадзора
Пришли 2 мужчины. Рассказали о том, как будет проходить процедура проверки. В общем, вся проверка должна была проходить в течение месяца или около того. Смотреть будут документы (перечень указали), беседовать с сотрудниками. Если будут проблемы, то дадут время на исправление. Но все в течение 1 месяца.
По сути, первая встреча была консультационной. Мы задали некоторые организационные вопросы. Кое-что сто из содержательной части. То, что решились спросить.
Вторая встреча с сотрудниками Роcкомнадзора
Второй раз к нам пришли через неделю. За это время проверяющие изучили наши сайты, информационные системы. Ко времени второго прихода мы сделали новый вариант документов, провели учебу с сотрудниками. Мы с кадровичкой были уже подкованными в области работы с персональными данными. По крайней мере – в сравнении с другими сотрудниками.
Что проверяли? Как проверяли?
Один специалист Роскомнадзора принялся изучать документы. А второй пошел беседовать с сотрудниками нашей организации. Я сопровождал гостя.
Первым делом зашли в бухгалтерию. Задал вопросы о том, где хранятся базы данных с персональными данными сотрудниками, как к ним осуществляется доступ, и кто за что отвечает. Я ответил на все интересующие вопросы.
У главного бухгалтера спросили, поздравляет ли организация пенсионеров, дарит ли подарки, деньги на праздник? Главный бухгалтер гордо ответила «Да, конечно, мы помним о наших ветеранах!». И это был «залет». Суть претензии по ветеранам – люди уволились, а персональные данные обрабатываются… Какие основания?
Дальше зашли к завхозу и ответственному за технику безопасности. Про это мы даже и не думали. У них поинтересовались, покупается ли спец. одежда для разнорабочих? Здесь тоже гордо ответили «Да», показали журнал с данными по закупкам, по размерам одежды. И это тоже был залет. Не было согласий, условий хранения этих биометрических ПД (персональных данных).
В общем, куда ни заходил проверяющий - везде находил серьезные проблемы или хотя бы недочеты. А я-то изначально думал, что мы классно подготовились за последнюю неделю! Теперь думал уже о худшем, о многотысячных штрафах, об административной ответственности.
Но нам дали шанс - 2 недели, чтобы все исправить. В том числе и документы, в которых нашли много недочетов.
Последнее посещение Роcкомнадзора
Мы все исправили. В следующий, последний раз – никуда не ходили. Посмотрели исправленные документы. Дали рекомендации, советы. Мы еще задали интересующие вопросы. А также пригласили проверяющего провести беседу с сотрудниками организации.
Что в итоге?
Проверку мы прошли. Никаких официальных претензий, штрафов нам предъявлено не было. Специалист из Роскомнадзора провел, как и обещал, беседу с сотрудниками. Вопросы по большей части были личные, о том, как вести себя в банке, магазине, как избавить от навязчивых телефонных звонков, на что обратить внимание при работе в Интернет, при регистрации на различных сайтах и сервисах. Профессионал ответил на все вопросы.
Мы готовились к худшему, а получилось все очень даже неплохо!
Я сделал для себя некоторые выводы по результатам проверки Роскомнадзора. Самый важный такой:
Докопаться можно до чего угодно. Но если при проверках ставить во главу угла не штрафы и наказания, а повышение уровня понимания сути законов, выполнение которых проверяется, то будет качественный результат. И для проверяющих – у них будут организации, где люди разбираются и не нарушают закон. И для самих организаций – они будут знать не только законы, но и понимать в деталях - для чего эти законы создаются. И это касается любых проверок!
Если понравился материал, то не забудьте кликнуть «палец вверх». Не возражаю, если поделитесь публикацией в соц. сетях.
Подписывайтесь на канал, будет еще много интересного и полезного.