Симфонии, сонаты, оперы – что это, музыка вчерашнего дня, на которую не стоит тратить драгоценное время, занятие для избранных, или это некий животворный источник, способствующий духовному рождению и росту личности, незаменимый для всех и во все времена?
Мы решили поговорить на эту тему с молодым, очень талантливым музыкантом, пианистом, Алексеем Вакером. Алексей – Лауреат международных конкурсов, концертирующий пианист, выступавший в таких странах как Франция, Германия, Италия, США, на многих концертных площадках России: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и многих других. В настоящее время Алексей также преподаёт в Детской музыкальной школе при Академии музыки имени Гнесиных.
Здесь можно прочесть интервью полностью:
lgz.ru/blog/iskusstvo_zvuka/mesto-li-klassike-v-sovremennom-mire
Так как оно очень объёмное, приведу только некоторые фрагменты.
- Алексей, как вы ощущаете себя в мире классической и современной академической музыки, насколько комфортно?
- Конечно, такая музыка, не побоюсь этого слова, сложная, она учит более тонко анализировать свои эмоции. Она как бы подсказывает, на что ты сам эмоционально способен. То есть ты даже мог не думать о каких-то собственных эмоциональных переживаниях, но услышав это в музыке, открываешь их и более тонко познаёшь сам себя. Любопытно, что, например, интерес к живописи или интерес к литературе воспитывает во мне привычку уделять более пристальное внимание внешним деталям. Прочтение, например, Гоголя, его описание мельчайших подробностей физиономистики персонажей, того как они одеваются, как ведут себя и то, как складывается из этого определённый художественный образ – воспитывает привычку уже в реальной жизни, встречая людей, замечать детали внешности и то, как их характер реализуется во внешнем облике. Или, например, приглядываться к пейзажам после знакомства с живописью. А музыка, музыкальное искусство, оно приучает к какому-то более тонкому восприятию собственных эмоций, то есть оно направлено более внутрь. И этот процесс узнавания нового, он не останавливается.
Шопен. Соната № 3. Часть 4
- Как вы считаете, необходима ли классическая музыка современному человеку?
- Можно, конечно, исходить из того, что человеку в принципе ничего не надо, только поесть и поспать. Но если мы уже с детства пытаемся воспитать человека широко развитого, то конечно, музыкальное искусство в эмоциональном плане очень развивает и духовно обогащает человека.
- Достаточно ли только слушать музыку, или нужно обладать какими-то хотя бы начальными навыками её исполнения? Это тоже каким-то образом воздействует на человека?
- Да, даже доказано, что занятия музыкой развивают умственные способности, мышление. Неспроста очень часто великие учёные тянутся к академической музыке. Таких примеров очень много, и у нас в России тоже. Советские учёные тянулись к этому искусству всегда. Я один раз был в городе Сарове – это закрытый город, где создавалась вся наша ядерная программа. Это город учёных, наукоград, раньше он назывался Арзамас-16. Мне много рассказывали те, кто там жил раньше и живут сейчас, насколько в этом городе была активная, интересная музыкальная жизнь и вообще художественная, связанная с искусством.
- То есть можно сделать вывод, что искусство, и музыка в том числе, незаменимы для полноценной, насыщенной, плодотворной жизни?
- Думаю, это такая база, к которой человек в какой-то степени должен прикоснуться в любом случае. Также как мы все обладаем как минимум простейшими знаниями арифметики, математики, иностранных языков, также и искусство: литература, живопись, музыка – обязательны. Тем более что каждое музыкальное сочинение обладает определённой логикой, причём очень ясной. Вообще уникальность музыки в том, что в ней очень интересно сопряжены эмоциональная, или субъективная составляющая и логическая, рациональная. Логика, рацио – это тот фундамент, на котором строится вообще музыкальное искусство. Очень интересно наблюдать, как это совмещается. Поэтому какие-то простейшие навыки освоения инструмента будут очень полезны, мне кажется, любому человеку.
Saint-Saens - Lizt - Horowitz "Danse Macabre"
А следующая часть интервью - специально для нашего канала Искусство звука:
- Недавно я читала книгу о Гофмане – Эрнст Теодор Амадей Гофман – он известен, прежде всего, как великий немецкий писатель-романтик. Но он был также и композитором, дирижёром, органистом, скрипачом – музыка пронизывала всю его жизнь, начиная с детства, когда он в доме своей бабушки слушал игру на лютне и пение тёти. В его семье сохранялась традиция домашнего музицирования, в котором принимали участие как члены, так и друзья семьи. Об этом мне и хотелось бы поговорить – о традициях любительской музыкальной культуры.
- К 19-му веку у нас в России такая традиция тоже уже сложилась. Но это было ещё так молодо для нас. Однако в итоге, во второй половине 19-го века это принесло плоды, в том плане, что у нас появилась целая плеяда великих композиторов.
- При этом почти все они в современном понимании – непрофессионалы: Римский-Корсаков – выпускник Морского кадетского корпуса, Бородин - ученый-химик, Кюи – военный инженер и так далее… Тем не менее прославились они именно как композиторы. То есть такого высокого уровня достигла именно любительская музыкальная культура.
- Да, благодаря этому мы в 19-м веке вышли на самый высокий уровень в развитии музыкального искусства.
- Это была одна из блестящих страниц истории русской музыки. Учреждались музыкальные общества, которые знакомили публику с величайшими произведениями европейского и отечественного музыкального искусства, основывались консерватории. Композиторы, поощрённые возможностью исполнения своих произведений, получали благодатный стимул для творчества, появились увлечённые музыкальные рецензенты, а заинтересованная всем этим оживлением публика начала также живо поддерживать это движение. Так музыка перешла в область кипучей общественной деятельности. К сожалению, сейчас мы всё это потеряли…
- На предмет того, как мы это потеряли, где и почему, нужно исследовать и можно несколько томов написать, поэтому я сейчас не скажу, думаю, всё это очень многофакторные процессы.
Рахманинов: Этюд-картина op. 39 №1
- А вообще, как вы считаете, необходимо всё это возрождать? Нужна любительская музыкальная культура в современном обществе?
- Конечно, я убеждён что нужна. Уж точно необходимо какое-то более серьёзное соприкосновение с музыкой в школе. Это то, на чём я настаиваю.
- Востребованы ли сегодня выпускники музыкальных ВУЗов?
- Да, мои коллеги все трудоустраиваются. Я не могу сказать, что они никому не нужны. Конечно, концертирующими музыкантами становятся со всего курса, может быть человек двое-трое. Естественно, что из всех кто выпускается каждый год из Гнесинки, из Консерватории, а ещё есть такие ВУЗы как Институт музыки имени Шнитке, Академия имени Маймонида, Институт имени Ипполитова-Иванова, мало кто будет концертировать и собирать залы. В этом смысле я не знаю, можно ли говорить о невостребованности. Не для того и создавались все эти ВУЗы, чтобы выпускать только концертирующих исполнителей. Это, прежде всего преподаватели в музыкальных школах, в общеобразовательных школах, концертмейстеры, участники ансамблей, оркестров.
- Не уменьшается ли на сегодняшний день количество родителей, которые хотят отдать своих детей в музыкальную школу?
- Мне кажется, нет. Наоборот, сейчас это стало даже модно. Даже если родители отдают ребёнка, скажем, в математический класс, они всё равно либо нанимают ему частного педагога, что в Москве очень развито, хотя гораздо менее характерно для других городов, или отдают его в музыкальную школу, при этом заведомо зная, что музыкантом он не станет. У меня сейчас такие ученики в школе есть. Родители сразу говорят, что это для общего развития.
- Что бы вы могли ещё сказать нам о музыке?
- Во-первых, это просто интересно. Это ни на что не похожий мир. Ты как бы сам себя, свою какую-то эмоциональную внутреннюю жизнь открываешь по-новому, и это приучает более тонко чувствовать и даже осознавать себя и окружающий мир. Искусство – это ведь тоже метод познания окружающего мира. А второе – музыка развивает человека, в том числе духовно и интеллектуально. Доказано, что музыка способствует интеллектуальному развитию и работе мозга и в других сферах тоже.
Шопен: Баллада №4
Интервью провела Наталья Колесникова, создатель и руководитель проекта "Искусство Звука".