31 подписчик

Заметки на границе. Размышление. О рассуждении и осуждении.

По причине своего скудоумия и малой духовности (вернее полного отсутствия таковой) на собственно духовные темы я могу крайне редко говорить от себя. Но иногда все же говорю.

Есть очень один часто встречаемый вопрос и вопрос резонный, разумный и больной. Как отличить рассуждение от осуждения? Первое, как известно, очень большая (но редкая на самом деле) добродетель. Если я не ошибаюсь, святитель Игнатий Брянчанинов называет рассуждение даже главной монашеской добродетелью. А вот второе, то есть осуждение - грех. Причем тоже очень большой. О величине этого греха мы все знаем из Священного Писания. Этого греха интуитивно боятся  и стараются избегать даже те люди, которые позиционируют себя как противники церковного сознания. И уж тем более всем знакомы слова Евангелия: "Не судите, да не судимы будете". Так вот в реальности всегда возникает проблема, и проблема тоже очень большая: а как отличить одно от другого?

 В повседневности мы сплошь и рядом сталкиваемся с необходимостью рассуждать, и не только на бытовые темы, а решать нравственные и духовные вопросы. Делать выбор. И всегда или почти всегда это связано с поведением других людей. Поведением очень часто совсем не соответствующим ни христианским идеалам, ни элементарным человеческим представлениям о порядочности и совести. Вот и приходиться рассуждать. И, как правильно замечают внимательные к себе люди, всегда в этом случае неизбежно приходится осуждать.

Рассудить и при этом не осудить у нас не получается вроде бы... И, я повторяюсь, возникает очень сложная дилемма, как отличить осуждение от рассуждения? Где эта граница? Так вот я думаю, что граница здесь есть сострадание и милость к человеку, боль за него. То есть мы в этом случае осуждаем сам поступок или грех, но наше сердце  должно болеть за самого человека.   Мы как бы говорим: "Эх, ну как же тебя так угораздило!" Жалеем человека искренне. И чем больше этой жалости, тем меньше в нашем даже самом правильном рассуждении будет осуждения. Хотя оно будет, конечно, обязательно будет, к великому сожалению. Но вот это стремление пожалеть, сострадать, попытаться полюбить, в конце концов, помолиться за него, оно и делает нас людьми.

Господь благословит! Иерм. Ефрем.