4,6K подписчиков

Грищук – Платов / Часть 2

4,7K прочитали

Начало

После победы Грищук / Платова в Лиллехаммере авторитет Линичук в мире фигурного катания возрос невероятно. Она превратилась в «авторитетную даму», а уж в нашем ФК с ней никто не мог сравниться. Почти сразу после чемпионата мира она начала переговоры с Олегом Овсянниковым о переходе в партнеры к Крыловой. Как водится, вполне живой и здравствующий Фёдоров был ни сном ни духом. Сомневаюсь, что об этом знали и Кустарова с Алексеевой – не в наших традициях оповещать… Фёдоров оказался не у дел, и год прокатался в шоу в массовке, а потом встал в пару с Анной Семенович. Елена Кустарова начала кататься с Вазгеном Азрояном. В общем, все с кем-то расставались, соединялись, и всё это варилось, клубилось в ожидании каких-то результатов.

А Грищук и Платов пропустили и чемпионат страны, и чемпионат Европы. Женя лечил колено. Проблемы с коленом были у него давно. Что такое колени для фигуриста, а тем более в танцах на льду, объяснять не надо. Конечно, некоторые и без коленей могут чемпионаты мира выигрывать, и без голеностопов – только на костылях (ну не могу не бросить камень в огород моей «любимицы» Каппеллини), но здесь не тот случай. Оксана каталась в одиночестве, ждала партнера и портила нервы Линичук и Карпоносову.

А там, где «клубилось и варилось», не сварилось абсолютно ничего. На чемпионате Европы свежеиспеченный дуэт Крылова / Овсянников оказался безнадёжно третьим, Лобачева / Авербух, уже тренировавшиеся у Олега Эпштена, девятые, а Кустарова с Азрояном и вовсе 17-е. Даже наши девушки в одиночном катании выступили на порядок лучше.

Но к чемпионату мира Платов пришел в норму, и они во второй раз стали чемпионами мира.

За ними – никого: Крылова / Овсянников 5-е, Лобачева / Авербух 15-е. И было стойкое ощущение, что танцы наши неумолимо опускаются на дно.

После чемпионата мира Наталья Линичук объявила, что Грищук / Платов уходят в профессионалы. Понятно, что её терпение лопнуло. Как вспоминал впоследствии Геннадий Карпоносов, на тренировках Гищук и Платов постоянно ругались, иногда дело доходило до драк. Постоянные ссоры и истерики Оксаны никак не способствовали рабочей обстановке. Программы к новому сезону они готовили практически самостоятельно. Тем удивительней, что они выходили на лёд и творили чудеса.

В сезоне 1995/1996 г. они выиграли вообще всё: чемпионат России, чемпионат Европы, финал Гран-при, чемпионат мира. Вторыми на всех этих стартах становились Анжелика Крылова и Олег Овсянников. Линичук вырастила замену чемпионам, и категорически не желала тратить на Грищук / Платова время и нервы. Произвольный танец их в том сезоне был столь же чудовищным, как и их костюмы.

И всё же Оксана Грищук и Евгений Платов держались до последнего. Но когда Линичук окончательно перестала обращать на них внимание, они попросились к Татьяне Тарасовой. Едва ли не накануне чемпионата страны 1997 г.

Тарасова обладала уникальным качество – она умела превращать алмаз в бриллиант. Она сама полностью отдавалась этой работе, и заражала своим… даже не энтузиазмом, а какой-то горячкой учеников. Она умела видеть будущее, создавала фантастически интересные программы, и доводила фигуристов до изнеможения. Если ей это было интересно и если ученики выполняли всё ею задуманное, результат был практически 100-процентный.

Начало   После победы Грищук / Платова в Лиллехаммере авторитет Линичук в мире фигурного катания возрос невероятно.

О том, как готовились к Нагано Грищук, Платов и Тарасова, вы можете прочитать в книге Татьяны Анатольевны «Красавица и чудовище», вышедшей буквально по горячим следам в 2001 г.

Информация о «странностях» поведения Оксаны к 1997 г. уже вышла далеко за пределы довольно узкого мира фигурного катания, как и о больном колене Платова, и о том, что лидерами в танцах на льду уже «назначены» Крылова / Овсянников. Достаточно вспомнить превращение Оксаны в Пашу, чтобы понять, что с девушкой не всё в порядке… С другой стороны, истеричность Оксаны, на мой взгляд, притягивала, подстёгивала Женю Платова, придавала их дуэту какую-то неповторимую индивидуальность и привлекательность. Талант – это всегда ненормальность.

В чемпионате страны 1997 г. не участвовали ни Грищук / Платов, ни Крылова / Овсянников.

Чемпионат Европы 1997 г. в Париже помню. ФФКР ставила на Крылову / Овсянникова. Очень хороший дуэт, интересный, с прекрасной техникой. Но на лёд выходили Грищук / Платов – и все вокруг превращались в статистов. Потрясающий оригинальный танец на чемпионате Европы, «Либертанго». Не уверен, что его могут исполнить и сегодняшние лучшие дуэты.

Они опередили соперников во всех разделах: в обязательных танцах, оригинальном и произвольном.

Поскольку Грищук / Платов пропустили осенние этапы, в финале Гран-при (28.02-01.03.1997) они не участвовали. И там, в Канаде, победили Шэ-Линн Бурн и Виктор Кратц, которых тренировала Наталья Дубова, уехавшая в США еще в 1993-м. Анжелика Крылова и Олег Овсянников были вторыми, Анисина / Пейзера третьими, а Лобачева / Авербух пятыми.

Чемпионат мира в Лозанне вовсе не предполагал лёгкой прогулки по швейцарским достопримечательностям. Упорная борьба пошла с первого же обязательного танца. Его выиграли Грищук / Платов, а Крылова / Овсянников и Бурн / Кратц разделили второе место. Правда, потом всё пошло по привычной колее. Оксана Грищук и Евгений Платов выиграли и второй обязательный, и оригинальный танец, Крылова / Овсянников вторые, а Бурн / Кратц третьи.

С произвольным танцем первыми выехали Крылова / Овсянников. «Маскарад» Хачатуряна исполнен прекрасно, хотя на мой взгляд, для произвольного он слишком… длинный и однообразный.

Оксана Грищук, Евгений Платов и «Арабские страсти». Страсти произвели на судей самое благоприятное впечатление. За технику пять оценок 5.9 и 5.6 от американца. За артистичность две шестерки (Италия и Великобритания), остальные 5.9.

Танец Бурн / Кратца не впечатлил. Наталья Ильинична так и не научилась превращать алмазы в бриллианты. Правда, четверо судей поставили канадцев выше Крыловой / Овсянникова.

Сразу после чемпионата мира Платову прооперировали колено. Он просто уже не мог кататься. Операция прошла удачно, и началась подготовка к Нагано.

Олимпийский сезон 1997/1998 г. начался, как обычно, с «водокачек» и этапов Гран-при.

На «Skate America» бронзу выиграли Семенович / Фёдоров, на Skate Canada» сильнейшие – Бурн Кратц, а Лобачева / Авербух третьи. В Гельзенкирхене победили Крылова / Овсянников, а второе место заняли Анисина / Пейзера, стремительно набиравшие ход.

В Париже уверенно побеждают Грищук / Платов, в Санкт-Петербурге вторая победа у Крыловой / Овсянникова, а Лобачева / Авербух на втором месте. Наконец, в Нагано вторая победа у Грищук / Платова, а серебро у Бурн / Кратца.

Финал Гран-при наконец-то перенесли с февраля-марта на декабрь, и в Мюнхене без особых проблем победили Грищук / Платов. Вторые Бурн / Кратц, третьи Анисина / Пейзера и четвертые Лобачева / Авербух. Крылова / Овсянников с финала снялись…

Чемпионат страны в том сезоне проходил в Москве, за неделю до финала Гран-при, и выиграли его Крылова / Овсянников. Серебро у Лобачевой / Авербуха, бронза у Семенович / Фёдорова.

Грищук / Платов в Москву не приехали, сосредоточившись на финале Гран-при, а Крылова / Овсянников отказались от Мюнхена. Всё же два полных проката с интервалом в неделю – слишком тяжело. Лобачёва / Авербух потому и выступили в Мюнхене очень скромно. Впрочем, в борьбе с призёрами финала шансов у них и без того было немного.

Первая очная встреча в олимпийском сезоне двух сильнейших дуэтов мира состоялась на чемпионате Европы в Милане.

Грищук / Платов выиграли оба обязательных танца, второе место занимали Крылова / Овсянников. Оригинальным танцем в том сезоне был рок-н-ролл. Платов спиной наткнулся на Оксану, и упал… Естественно, оценки за технику 5.7, за артистичность 5.8-5.9. Анжелика Крылова и Олег Овсянников откатали без ошибок, получили 5.8-5.9 и оригинальный танец выиграли.

Перед произвольным танцем вперед вышли Крылова / Овсянников – 1.4 очка. Грищук / Платов отставали на 0.2 (1.6). Третье место занимали Анисина / Пейзера (3.0), которые во всех этих разделах были третьими.

Однако уверенное выступление в произвольном танце вывело на первое место Грищук / Платова. Об их «Мемориале» заговорили…

Начало   После победы Грищук / Платова в Лиллехаммере авторитет Линичук в мире фигурного катания возрос невероятно.-2

Мне, честно говоря, «не легли на душу» оба танца. «Мемориал» показался слишком тяжелым и я его «не переварил», и какие-то мелочи, шероховатости, которые мне мешали. Ну а на «Кармен» у меня с детства аллергия

Играми в Нагано карьера блистательного российского дуэта завершалась. Было понятно, что продолжать любительскую карьеру они не будут. Надо было поставить… не точку, нет – восклицательный знак. Четыре восклицательных знака!

Первый из них они поставили в «Золотом вальсе».

Второй в обязательном «Аргентинском танго»

Тревогу вызывал оригинальный, рок-н-ролл. Падение в Милане помнили не только сами спортсмены и их соперники, его помнили и судьи.

В Нагано на последней секунде, на заключительном акробатическом кульбите упала на «четыре кости» Шэ-Динн Бурн – обеими руками упёрлась в лёд. Четвертые в оригинальном танце, и эта ошибка лишила их олимпийской бронзы.

Прекрасный танец показали Анжелика Крылова и Олег Овсянников, лёгкий, «катучий», яркий.

Но рок-н-ролл Грищук и Платова переплюнул все остальные роки и роллы! Конечно, Оксана по сегодняшним меркам много на двух ногах едет, несколько помарок можно отыскать, если очень постараться. Но я подсказывать не буду принципиально… Мне танец очень понравился, и нравится по сей день.

Перед произвольным танцем лидировали Грищук / Платов (1.0), вторыми были Крылова / Овсянников (2.0), третьими Анисина / Пейзера (3.0), четвертыми Бурн / Кратц (4.2). Ирина Лобачева и Илья Авербух занимали пятое место и ни малейших шансов на медаль у них уже не оставалось.

В произвольном танце первыми из квартета претендентов на пьедестал выехали Марина Анисина и Гвендаль Пейзера, «Ромео и Джульетта». Они очень прибавили за год буквально во всем – в технике, в презентации программ, они ворвались в элиту.

К тому времени Марина уже таскала на себе Гвендаля, чем подавала дурной пример другим – некоторые девушки пошли по этой кривой дорожке, и их партнеры пострадали. Смотреть, как нежная Джульетта тащит на себе мужика, аки Ленин бревно на субботнике, было диковато. Но судьям эти аллюзии пришлись по душе, и некоторые даже поставили их на третье место в произвольной программе. Но они все же показали четвертый результат, и этого хватило для бронзовой медали (7.0 очков).

Шэ-Линн Бурн и Виктор Кратц, «Риверданс». Великолепная музыка, и танец хорош. Но мне сам дуэт не слишком нравился. Почему-то отдавал он провинциальностью, что ли, канадской деревней. Третье место в произвольном танце, и до медали не хватило 0.2 балла, потерянных на ошибке в оригинальном.

Анжелика Крылова и Овсянников, «Кармен». При всей моей нелюбви к «Кармен», танец прекрасный. Мне не нравится только медленная часть, всё остальное великолепно. Крылова каталась чище Грищук, дуэт в целом смотрелся потрясающе. Но не было в них той самой «сумасшедшинки», которая разила наповал в Грищук / Платове.

Вторые в произвольном танце, вторые на олимпийском пьедестале.

Оксана Грищук и Евгений Платов, «Мемориал». Это был гениальный прокат гениального танца под гениальную музыку. Они катались как в последний раз в жизни. Да так оно и было – это их последний выход на лёд.

А потом было награждение, подиум, поздравления, слёзы. Они вместе прожили очень трудные девять лет и завершили спортивный путь на высочайшей ноте. Мне абсолютно всё равно, кто, что и как из них делал за пределами катка. Мне не слишком интересно, как сложилась их жизнь после Нагано. Это был гениальный дуэт, и он останется в памяти не только их современников, но и будущих поколений. Искусство не умирает.

***

Убедительно прошу моих читателей ставить лайки, не забывать подписываться на канал и делиться публикациями в соцсетях. Разумеется, если публикации им нравятся и интересны. Вы помогаете каналу развиваться