Если использовать высокий слог, а он здесь вполне оправдан, в возрасте от года до трёх происходит освоение трех столпов человеческой культуры: прямохождения, речи и инструментальных действий с предметами.
Вообще, это невероятно благородная и непростая задача: на заре развития педагогической мысли даже считали, что ребенок как бы «проходит» весь путь — от примитивного человека к цивилизованному.
Поразительно, как, с каким упорством ребенок стремится к достижению своих «целей»! Через неудачи (предметы не слушаются), падения (ушибы и шишки!), непонимание самых близких (как часто мы не понимаем всех этих непонятных детских слов) маленький человек уверенно движется к тому, чтобы превратиться в человека прямоходящего, а затем и в человека умелого и разумного.
Что же его мотивирует? Одна из точек зрения — окружение, среда. То есть, в первую очередь, вы, родители, и общение с вами.
Эмоциональная связь и общение, которые есть с рождения малыша между ребенком и взрослым, — это фундамент, а на его основе возникает интерес к тому, что и как делают окружающие ребенка люди, желание приобщиться, понять, научиться. Через подражание зарождается игра. Предметы, в том числе игрушки, оказываются посредниками — они открывают возможность исследовать мир, «тренировать» себя, общаться и взаимодействовать.
С «прямохождением» мы немного разобрались в предыдущий раз, в этот же раз речь пойдет о предметно-манипулятивной игре. Такое у нее научное название, а по сути это продолжение того самого, младенческого еще, интереса к разным предметам вокруг и их разнообразным свойствам.
Однако есть существенная разница: ребенок раннего возраста учится действовать с предметами «специфически», то есть открывая заложенные в них функции. Другими словами, это уже не про потрясти и попробовать на вкус все вокруг, а про то, чтобы понять, что именно с этой конкретной штукой делать. Поэтому так хороши для этого возраста игрушки, которые выносят определенные, значимые в культуре, функции, на передний план. К ним относятся пирамидки и шнуровки, которые учат нанизывать, мисочки-вкладыши — для вкладывания и раскладывания (к ним, кстати, хорошо обзавестись набором мелких предметов типа каштанов и шишек, которые можно в них раскладывать), сортеры, благодаря которым ребенок знакомится с формами. Простые конструкторы, и кубики, и так называемые «кегельбаны» — дорожки для шарика или машинок, позволяющие исследовать движение и торможение, дополняют обязательный набор.
Прекрасно подходят для игры детей раннего возраста материалы Монтессори. Существует огромное количество самых разных «материалов», которые ориентируют ребенка на решение различных задач, связанных с формой, цветом, размером предметов — иногда их нужно сортировать, иногда раскладывать по порядку, а иногда умещать в определенном пространстве.
Это действительно очень развивающе, особенно в раннем возрасте, когда бессюжетные действия с предметами — это и игра, и средство общения, и способ мышления. Не менее хороши такие изобретения Монтессори, как наборы для уборки и развивающие панели, с тактильным материалом или с замками и застежками, и различными видами механизмов.
Кстати, многие из материалов Монтессори можно сделать из домашних бытовых предметов.
Совершенно прекрасная игрушка для раннего возраста — это матрешка. Это и набор вкладышей, и персонаж, который, например, может съедать те самые каштаны из мисочек разного размера или купаться в тех же мисочках, как в ванночках.
Включение сюжета в действия с предметами — это хороший способ начать приобщать ребенка к сюжетной игре, которая и есть самая сложная и важная и которая расцветает позже, в дошкольном возрасте. Именно к ней, к сюжетной игре, ведут все дорожки, с точки зрения отечественной психологической школы, и она же важное средство адаптации и встречи ребенка с самим собой в психоаналитической традиции. О ней я буду много писать в следующих статьях.
Евгения Гин