Найти тему

Сибирская чугунка – как всё начиналось. 2-я часть

В конце XIX в. в Сибири началась новая жизнь. В первую очередь это связано со строительством железных дорог.

Строительство железной дороги. Яндекс.Картинки
Строительство железной дороги. Яндекс.Картинки

С 1891 г. по 1916 г. была построена железная дорога через всю Евразию, сейчас она более известна как Транссибирская железнодорожная магистраль. За 14 лет Москву железно связали с Дальним Востоком. Как писали многие иностранные газеты во время Всемирной выставки в Париже, проходившей в 1900 г.:

«После открытия Америки и сооружения Суэцкого канала, история не отмечала события более выдающегося и более богатого прямыми и косвенными последствиями, чем постройка Сибирской железной дороги».

На этом не собирались останавливаться, как говорится, планов было «громадьё», но увы и ах, в Российской империи начался полный бардак. Грянувшая первая мировая война, потом революционные события нанесли железнодорожному хозяйству России громадный ущерб. Необходимо было восстанавливать сообщение в центральной части страны. Все проекты отошли на второй план.

В январе 1919 г. Советом Народных Комиссаров принял «Декрет о железнодорожной программе на 1919–1920 гг.». На его основе вышло постановление о концессии на Великий Северный железнодорожный путь, который планировалось построить вдоль арктических морей, став альтернативой Северному морскому пути. О выдаче концессии на эту стройку ходатайствовали художник Александр Борисов и норвежский поданный Эдвард Ганневиг. Но интервенция, гражданская война и наступившая разруха снова заставили отложить проект. Железнодорожное хоязйство России понесло громадный ущерб. Необходимо было восстанавливать сообщение в центральной части страны, а уж потом браться за Север Сибири.

Профессор Воблый К.Г. Яндекс.Картинки
Профессор Воблый К.Г. Яндекс.Картинки

В 1929 г. Борисов и профессор Воблый выпустили брошюру где снова поднимали вопрос о строительстве Великого Северного железнодорожного пути. Они сформулировали комплексный подход освоения северных территорий. Их предложения поддержали на самом верху, но по разным причинам, проект был вновь отложен.

Впрочем, их идеи были не новы, но художник и учёный решили свести воедино наиболее крупные проекты других специалистов. Поэтому проект привлёк внимание не только местных органов власти и общественности, но и Москвы. Решение этих задач имело исключительно важное экономическое и политическое значение, поскольку, как весьма точно отмечалось в 1930 г. на одном из заседаний Дальневосточной секции Всесоюзной торговой палаты:

«До сих пор на Севере мы владели географической картой, и притом далеко не верной, и не владели территорией».

Впрочем, до воплощения в жизнь столь смелого проекта оставалось ещё много времени.

Уважаемый читатель, если хочешь узнать продолжение, с чего и как начиналось строительство железных дорог в Сибири, то не забудь подписаться.