История лестниц начинается одновременно с историей современного человека. Изображения данных сооружений были найдены и на древнеегипетских папирусах, и в руинах построек греков, римлян, ассирийцев. Самой старой лестнице, которой удалось сохраниться до наших дней, приблизительно 7 тысяч лет.
Откуда появились первые прототипы лестниц?
Относительно этого вопроса есть несколько теорий, каждая из которых имеет право на существование. Вот некоторые из них.
1. По самой распространенной версии, на идею изготовления ступеней для подъема на большую высоту древних людей подтолкнули обыкновенные козьи тропы. Они напоминают чем-то криво проделанные на отвесных холмах, неровной почве или скалистых склонах уступы, по которым можно перебираться, не боясь соскользнуть и упасть.
2. На идею создания лестницы человека могли натолкнуть деревья с большим количеством поперечных веток и сучков, ведь по ним так удобно карабкаться наверх. Рано или поздно не могла не возникнуть идея, что поперечные «ветки» нельзя не сконструировать искусственно.
3. Еще одна теория – люди могли заметить, насколько удобно шагать по уступчатым склонам холмов, например, если там проделало множество нор семейство сусликов. Это натолкнуло на идею прорубать ступени специально.
Значение лестниц в Средневековье
Настоящую популярность каменные или деревянные лестницы завоевали в эпоху Средних веков, с V по XV век. Всем известно, что данная историческая эпоха характеризовалась возведением множества крепостей и замков, а без надежных ступеней взбираться на верхние этажи невозможно. Постепенно лестницы перестали быть чем-то чисто функциональным и стали частью архитектурного ансамбля, появились декоративные элементы – кованые балясины, резные перила. А там уже было недалеко до моды на лестницы на каркасе, или устланные коврами ступени.
Со временем у лестниц появилось несколько функций:
- Практическая – главное предназначение.
- Декоративная. Лестницы в современных домах всегда красивы и оформлены в определенном стиле.
- Композиционная. К примеру, винтовые лестницы нередко представляют собой «ось», связывающую воедино части архитектурного комплекса.