Раньше ответ на этот вопрос мне казался очевидным.
Потому что опаздываю. Еще – люблю ездить быстро, с маневрами и т.п.
Но однажды я начала ловить себя на совершенно других причинах, и порой очень противоречивых. Например, что мне просто надоело ехать. Я хочу остановиться. Постоять. А для этого надо быстро доехать если не до офиса, то хотя бы до того светофора, который как раз сейчас переключится на красный. Или, наоборот, я засиделась за те два часа, пока шла психотерапевтическая группа, и теперь мне нужно движение. Или вдруг понимаю, что в спешке особой необходимости нет или нет вовсе. Выигрыш в несколько минут (даже после движения по трассе) слишком мал, чтобы ради него так напрягать ресурсы организма. (Доехав до дома после трассы я нередко сразу засыпала.)
С появлением этих наблюдений стремление ехать начало ослабевать. А потом все равно возвращалось. Было над чем задуматься.
И чем дальше снимались какие-то вроде бы обоснованные, рациональные мотивы ехать быстро, тем яснее становилось, что дело больше в эмоциях. (Хотя я с автошколы свято помнила, как однажды мой инструктор Виталий Соколов сказал: «На дороге не должно быть никаких эмоций, а только холодный расчет».)
Да, дьявол скрывался в эмоциях. И в чем-то еще.
Где-то – в эмоциональном голоде, недостатке эмоций в жизни. А где-то – в недостатке движения в жизни, перемен, самореализации. Где-то – в невыраженном гневе и агрессии по поводу того, что происходило за пределами дороги. (Потом я нашла целый ряд исследований, из которых и узнала, что в гневе и агрессии люди склонны превышать скорость.)
Скорость (как и вообще дорога) способна давать самые разные эмоции и ощущения (и никакой холодный расчет совсем их не победит) – от удовольствия от собственных возможностей до выброса гнева и агрессии.
А еще скорость может создавать иллюзию движения, которого не хватает в жизни. Или – что в твоей жизни все классно, все куда движения, летит. Под хорошую музыку быстрая дорога может просто пьянить.
А еще - скорость часто скрывает другую проблему. Спешки.
Именно в спешке – истинная причина многих инцидентов и аварий на дороге.
Спешка побуждает часто перестраиваться, идти на непродуманный обгон, проскакивать на желтый сигнал светофора, выезжать на забитый автомобилями перекресток и т.д.
Увы, призывы не спешить (столь часто становящиеся темой социальной рекламы ГИБДД) работают слабо и редко, как бы талантливо ни были поданы. (Мне лично очень нравились щиты, на которых ветер от несущейся машины задувает одну за другой свечи, символизируя тем самым чью-то погасшую жизнь.) Но даже такие жесткие ролики, в которых из-за превышения скорости кто-то становится трупом, кто-то овощем, редко несут ожидаемый от них эффект. Для примера: https://www.youtube.com/watch?v=a6MpxWmnstw.
По крайней мере этот эффект недолговечен.
Потому как причины нередко кроются намного глубже сознания. А именно – в воспитанной с детства привычке спешить. В терминологии трансакционного анализа ее именуют предписанием «Спеши (торопись)». Как его получают дети, легко наблюдать в реальной жизни. Достаточно послушать, что вокруг говорят детям взрослые: «Сколько можно копаться?» «Давай уже быстрее!» «Ну чего ты встал?!» И посмотреть, как взрослые тащат детей за руку, чтобы быстрее шли, несмотря на то, что у малышей заплетаются ноги. Они не понимают, зачем им так быстро идти, но раз мама сказала… Мама сказала – и спустя 40 лет он будет также спешить, не понимая и уже даже не задумываясь:
– А зачем?
Поскольку это укоренившаяся в детстве привычка, логика и убеждения, страшная реклама или даже авария на дороге работать будут недолго. Через какое-то время (порой очень быстрое) человек снова начинает спешить.
И люди с таким предписанием часто спешат не потому, что опаздывают. А опаздывают для того, чтобы спешить. Уловили разницу?
Зачем? Чтобы получить психологический выигрыш в виде особой энергетики, эмоционального состояния, тонуса организма, порождаемого спешкой. Все откладывается (например, выход из дома) на последний момент, чтобы потом нужно было спешить.
Проигрыш – в постоянных опозданиях, форс-мажорах, стрессе, создании этим неудобств другим. В нашей теме – небезопасном вождении. Но об этом думается потом, когда возникает недовольство своим поведением или инцидентом из-за спешки.
Между тем, потребность в таком энергетическом бонусе, встряске организма могут скрывать еще одну проблему – ощущения бессмысленности, бесцельности своей жизни. «Чем меньше человек знает о цели своего пути, тем больше он спешит, чтобы скорее оставить этот путь позади», – заметил однажды экзистенциальный психолог Виктор Франкл в своей книге «Теория и терапия неврозов». И в самом деле – когда спешишь, когда весь организм мобилизовался для быстрого движения, какой смысл говорить думать о том, зачем живешь и что делаешь? Другое дело – чем приходится за это платить? (Ответ – в названии только что процитированной книги Франкла.)
А снимается это предписание именно тем, чтобы постоянно спрашивать себя, думать и размышлять – зачем я спешу? Действительно ли цель того стоит? Или причина в чем-то другом? Так зачем?