Найти тему

Николай Ковтун. Падение с рекордной высоты

Здравствуйте уважаемые читатели моего канала.

Несколько дней назад я писал о замечательном советском спортсмене Юрии Степанове, ставшем первым мировым рекордсменом в прыжках в высоту среди Советских легкоатлетов.
Там же я упоминал о Николае Ковтуне, советском спортсмене первым преодолевшем рубеж в 2 метра, но вычеркнутом из истории Советского спорта, поскольку попал под безжалостные жернова репрессий довоенного времени.

Сегодня я хочу рассказать о нем Вам мои уважаемые читатели.

Родился Николай Ковтун в Харбине. Этот формально китайский город был главной узловой станцией КВЖД (Китайской Восточной железной дороги) ответвления Транссиба. Много лет являлся самым русским городом в Манчжурии. Много лет русская колония в Харбине превышала по своей численности Китайское коренное население.
Живя там русские люди оставались подданными Российской Империи.

Отец Николая был призван в армию в период первой Мировой войны, где и пропал без вести.

1935 году после продажи КВЖД Маньчжоу-Го, в числе людей, эвакуированных из Харбина, была и семья нашего героя. Николай с матерью был направлен в город Армавир. На своих первых легкоатлетических соревнованиях на территории СССР Ковтун выступал вне конкурса – это был турнир воспитанников детских домов, на котором он показал в прыжках в высоту результат 1.80 м. Результат был выше рекорда Азово-Черноморского края. Его немедленно пригласили в Ростов, где он продолжил улучшать свои результаты. Уже через год Николай Ковтун на равных бился с сильнейшими прыгунами страны.

В июле 1936 году Ковтуну покоряется рекорд страны в прыжках в высоту – 1.94. А в сентябре он еще больше удивляет специалистов и болельщиков – на закрытии сезона он выступает в тройном прыжке и улетает на 14.66! Получи он тогда право выступить на ОИ-1936 в Берлине, Николай Ковтун был бы в финалах в обеих дисциплинах. Затем была Москва, институт – и «прыжок в будущее» на стадионе «Динамо». Это не был чемпионат Союза или подобный ему крупный турнир, может, поэтому груз ответственности не давил – ведь, кроме Ковтуна, еще в двух дисциплинах обновляли союзный рекорд. Это был турнир под названием «Мастера – детям», на соревнования пришло огромное количество юных поклонников королевы спорта. 15 июня 1937 года Николай Ковтун преодолев планку на высоте 2.01 искупался в овациях 50 тысяч зрителей, заполнивших стадион жарким июльским днем. «Какую следующую высоту ставить?» — спросил главный судья. «Нет, хватит, — ответил Ковтун. Я сейчас и полтора метра не возьму – такое опустошение».

Японский шпион

23 октября того же 1937 года года Ковтуна прямо с тренировки забирают сотрудники НКВД. Обвинение – шпионаж в пользу Японии. Естественно, главной виной «шпиона» был тот факт, что он родился и 20 лет прожил в Маньчжурии, где японцев тогда хватало.

В тот день пришли и к жене чемпиона – забрали кубки, медали и приказали в течение суток убираться из столицы.
На руках у нее был трехмесячный ребенок. Визит в приемную НКВД не дал надежды. Кончались деньги. И тут Аркадий Гидрат, ставший в эти горькие часы ее опорой, вдруг вспомнил, что Николай не получил в «Буревестнике» премию за всесоюзный рекорд. Долго уговаривать Евгению Прокофьевну не пришлось. Вместе с Гидратом она отправилась в спортивное общество мужа и там, в кабинете у председателя – холодной, чопорный дамы, впервые услышала:

– Ты кого привел ко мне, Аркадий? Жену врага народа! Ни премии, ни места в Москве для нее нет!

Как потом выяснилось, для жены врага народа нет не только денег, но и работы – ни в Москве, ни в Тамбове, куда она переехала к родственникам. А по ночам вызовы в НКВД: отрекитесь от мужа, он враг. Не поверила, не отреклась! Сколько за это страданий выпало на ее долю.

«Решением особого совещания при НКВД СССР для отбытия срока наказания за контрреволюционную деятельность был осужден на 10 лет, – пишет в своей автобиографии Ковтун. – Эти годы работал в Коми АССР на строительстве Севёро-Печорской магистрали. Все поданные мной жалобы остались без ответа».

Реабилитация пришла в 1956 году. Оказывается, Николай Ковтун был ни в чем не виновен.
Казалось бы, справедливость восторжествовала. Но как вернуть те 18 лет, которые были вычеркнуты из жизни? Николай Ковтун мог бы участвовать в войне и стать ее героем. Мог бы стать прекрасным тренером и воспитывать новые поколения спортсменов. Но вместо этого он стал одним из миллионов репрессированных в нашей стране.
Так давайте же вспомним об этом великом спортсмене и просто помолчим.

Да ССССР был великой державою, империей распространившей свое влияние на полмира.
Но почему же эта империя была так жестока к людям которые ей служили?

Николай Ковтун умер 14 ноября 1981 года. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве.