Найти тему
Дух времени

Как в Египте появились "братья-мусульмане"

Египтянев начале 20 века, фото из открытых источников
Египтянев начале 20 века, фото из открытых источников

Экономическая невозможность для Англии содержать на Востоке классические колонии привела к появлению на политической карте множества новых исламских государств. Пришедшие же на смену британцам американцы здраво рассудили, что предоставлять кредиты независимым государствам намного выгоднее, чем безвозмездно вкладывать деньги в колонии и содержать их за свой счет. Однако здесь у США появился конкурент в лице СССР и началась борьба за влияние на арабском Востоке. Главным полем боя стал Египет, где после свержения короля Фарука в 1952 г. к власти пришли «Свободные офицеры».

Еще во 2 пол. XIX в. долина Нила стала одним из крупнейших центров арабского религиозного и национального возрождения. Именно здесь идеи аль-Афгани нашли своего наиболее методичного последователя Мухаммада Абду, муфтия Египта. Под влиянием внешних обстоятельств и внутреннего развития как и в других странах реформированный ислам раскололся на два направления: фундаменталисткое, призывавшее вернуться к чистым основам времен Пророка, и модернистское, стремившееся обновить мусульманское общество при помощи вестернизации. Как и в первом, так и втором случае изменения должны были коснуться не самой религии, а ее носителей. Приверженцы обоих направлений считали, что мусульманам необходимо измениться самими и преобразовать общество в котором они живут, другое дело, что подход к этим изменениям был разным. В любом случае, основы ислама оставались в неприкосновенности и не становились предметов для дискуссий. Несмотря на то, что модернистское движение считается светским, они ни в коем случае не предполагает даже слабого налета атеизма. Кроме того, данные идейные течения оставались играми небольшой группы правящих кланов и весьма мало распространялись среди простого населения, которое хранило верность традиционному исламу.

Фундаменталисты Ближнего Востока сгруппировались вокруг организации «Братья мусульмане», созданной в 1928 г в Каире. Необходимо заметить, что ни партий, ни социализма в западном понимании этих терминов на Востоке не было и быть не могло. Политические объединения представляли собой группы кланов, которые вели между собой борьбу за власть. Избранная же для этого идеология зависела от страны, на которую опиралась данная группировка. Конечно, эта схема выглядит несколько упрощенно, но она помогает разъяснить суть явления и избежать подмены понятий.