Найти тему
Rетроспектива

Станислав Ростоцкий : детали жизни

Станислав Иосифович Ростоцкий (21 апреля 1922 — 10 августа 2001) - советский кинорежиссер, актер, сценарист, публицист. Снятые им фильмы вошли в золотой фонд советского кинематографа, получили около 30 наград на международных фестивалях. Трижды признавались лучшими фильмами года в СССР по версии «Советского экрана», дважды номинировались на премию «Оскар».

Семья Ростоцких. Источник - https://vk.com/retrospektive
Семья Ростоцких. Источник - https://vk.com/retrospektive

СЕМЬЯ. ДЕТСКИЕ ГОДЫ

Станислав Иосифович родился 21 апреля 1922 года в Рыбинске (ныне Ярославская область), в семье Иосифа Болеславовича (врача – ортопеда, ставшего в послевоенный период известным деятелем советского здравоохранения) и Лидии Карловны (швеи, модистки). Стал третьим ребенком в семье. Первые годы жизни провел в деревне. Вот что он сам вспоминает об этом :

« С детства в мою жизнь вошла деревня. Пусть я встречался с ней только летом, но это была не дача, не «загород», а настоящая деревня. Там я понемножку занимался крестьянским трудом. Пацаненком пытался проехать верхом на колхозном быке, помогал в работе. У меня были свои детские грабельки, ворошилки. Это оставило след на всю жизнь.

Я родился у хороших родителей : светлых, простых, честных, добрых людей – великих тружеников. Я был третьим ребенком, а время было нелегкое и домашней работы хватало. Мои родители не имели к искусству никакого отношения. Разве только то, что мама однажды примеряла шляпки самой Софьи Андреевны Толстой, а в доме нашего деда по отцу в городе Алапаевске, на Урале, бывал, по легендам, Петр Ильич Чайковский. И еще, может быть, то, что они были эмоциональными и искренними людьми с сердцами, открытыми для сострадания и сочувствия, остро реагирующими на любую несправедливость. Несмотря на то, что их уже нет, я всегда ощущаю их влияние и чувствую ответственность перед ними»

МОСКОВСКОЕ ДЕТСТВО

Вскоре семья переехала в Москву, вслед за отцом семейства, получившим работу.

«Потом было детство, такое же как и у всех моих сверстников, с не очень устроенным бытом, хлебными карточками и перешитыми из отцовских брюк штанами, в небольшой комнате, в которой мы жили впятером, в общей квартире. Это было уже в Москве, куда мы переехали вслед за отцом. Школа на Миусской площади, пионерский отряд – один из лучших в городе – 46-й отряд имени Эрнста Тельмана. И навсегда оставшееся от этого времени ощущение сопричастности ко всем историческим свершениям тех дней, таким как перелет Чкалова или рекордный подъем на невероятную высоту Владимира Коккинаки, Челюскинская эпопея и высадка Папанинской экспедиции на Северном полюсе. Навсегда в наших детских душах отпечаталась трагедия Испании, куда все мы хотели бежать, чтобы сражаться с фашизмом»

Х СЪЕЗД ВЛКСМ

В апреле 1936 года в Москве прошел Х съезд ВЛКСМ. Он вошел в историю как съезд «молодых победителей социализма». Среди сотен делегатов съезда было много передовиков промышленности и сельского хозяйства, участников набиравшего силу стахановского движения. С трибуны Большого Кремлевского дворца выступил и московский пионер Стасик Ростоцкий :

« В числе лучших пионеров Советского Союза я удостоился чести приветствовать Х съезд комсомола в Кремле, вследствие чего моя фотография попала на первые страницы газет, и я даже увидел самого себя на экране кинотеатра «Новости дня», на Пушкинском бульваре. Узнавший меня контролер пустил в зал без билета и разрешил посмотреть пять сеансов подряд. Вот когда я убедился, что кинематограф – великая сила!»

Станислав Ростоцкий (справа) на Х съезде ВЛКСМ. Источник - https://vk.com/retrospektive
Станислав Ростоцкий (справа) на Х съезде ВЛКСМ. Источник - https://vk.com/retrospektive

ТРИ ВСТРЕЧИ С ЭЙЗЕНШТЕЙНОМ

Впервые загадочный мир кино Стасик открыл для себя в пятилетнем возрасте, увидел картину Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». Невероятно, но именно прославленному советскому режиссеру суждено было оказать огромное влияние на судьбу Ростоцкого.

«Первым фильмом, увиденным мною в жизни, по странному стечению обстоятельств был «Броненосец «Потемкин». Мог ли я тогда при самой неуемной фантазии предположить, что постановщик этого фильма, признанного впоследствии лучшим фильмом всех времен и народов, Сергей Михайлович Эйзенштейн будет моим учителем и старшим другом, а после его смерти я буду жить на улице, которую переименуют в улицу Сергея Эйзенштейна? Мог ли я предположить тогда, что один из создателей «Юности Максима» и последующей трилогии Григорий Михайлович Козинцев станет моим профессором во ВГИКе и в двух его картинах я стану членом его съемочной группы? Даже метать об это м не приходилось, хотя кино уже тогда заразило меня своей чудодейственной магией»

В 1936 году 14-летний Стасик снова встретился с Сергеем Эйзенштейном, но на этот раз уже лично. После выступления на съезде ВЛКСМ приобретший некоторую известность мальчишка попал на кинопробы к великому режиссеру, был утвержден на роль и принял участие в съемках фильма «Бежин луг».

«В том же году меня нашли ассистенты Эйзенштейна, я попал на съемки «Бежина луга» и смог проникнуть в огромную сказочную страну под названием «Киностудия «Мосфильм». Недавно мне подарили фотографии тех лет из картотеки Эйзенштейна. На карточке, где они прикреплены, написано : «Хорошо смеется». Я был бы рад и сейчас услышать о себе такой отзыв. Дальше все было просто и ясно. Желание работать в кино разрасталось и укреплялось»

Через два года Ростоцкий вновь пришел к Эйзенштейну и попросил принять его в ученики, пообещав взамен «чистить ему ботинки, бегать в магазин и мыть посуду, если за это его будут учить». В ответ на это Эйзенштейн рассмеялся :
«Сейчас не Ренессанс, когда ученики жили в мастерских своих мэтров». И все-таки принял нахального юнца!

По заданию мастера Станислав прежде всего ознакомился с биографией и творчеством Эмиля Золя, французских импрессионистов, музыкой Равеля и Дебюсси. Затем взялся за творчество Бальзака, русскую классическую литературу, японское искусство. Однако о режиссуре великий режиссер и его ученик практически не говорили.

«Меньше всего Эйзенштейн занимался со мной режиссурой. Он просто готовил меня к будущему, заряжая знанием литературы и искусства, пониманием законов любого творческого труда. Хотя уже тогда я регулярно занимался с Эйзенштейном у него дома, занимался в киногруппе Дома пионеров, состоял на учете в «Союздетфильме», готовился к поступлению во ВГИК, но все равно не верил, что это начало осуществления мечты. Потом выяснилось, что это было начало, но до ее осуществления…Моему поколению пришлось выдержать не только самое серьезное испытание в нашей жизни, но и в жизни народа, в жизни страны»

СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ. ИФЛИ

В 1940 году Станислав окончил школу. За год до этого, в 1939 году, в советский «Закон о всеобщей воинской службе» были внесены изменения, согласно которым призывной возраст был снижен с 21 года до 18 лет. 18-летнего Станислава ждал призыв в ряды РККА. Однако медицинская комиссия признала юношу негодным к строевой службе из-за болезни позвоночника.

Пропустив экзамены во ВГИК, Станислав поступил на искусствоведческое отделение ИФЛИ – Московский институт философии, литературы и истории имени Н.Г. Чернышевского. Основанный в 1931 году на базе историко-филологического отделения МГУ, этот гуманитарный вуз являлся одним из престижнейших учебных заведений Советского Союза в 1930-х годах. Часто ИФЛИ сравнивают с пушкинским Лицеем - многие известные впоследствии поэты, писатели, философы, историки и дипломаты окончили этот институт, образовав новую прослойку советской интеллигенции, подобно поколению лицеистов начала XIX века. В разное время в ИФЛИ учились поэты Павел Коган, Давид Самойлов, Борис Слуцкий, Александр Твардовский, Константин Симонов, Михаил Кульчицкий. Некоторое время там заочно учился Александр Солженицын.

ВОЙНА

Начавшаяся война в один момент изменила все. В октябре 1941 года ИФЛИ в числе других московских вузов был эвакуирован в Ашхабад. Эвакуация происходила в сложных условиях, часть преподавательского состава и студентов была вывезена эшелонами, часть - добиралась пешим ходом. Некоторые их них оседали в городах по пути следования. Один из выпускников ИФЛИ, поэт Николай Майоров осенью 1941 года оказался в эвакуации в Йошкар –Оле, откуда был призван на фронт – подробно об этом писал в своих статьях марийский историк и краевед Ким Васин.

Во второй половине ноября 1941 года ИФЛИ обосновался на новом месте. Учебные помещения были размещены на базе Ашхабадского педагогического института, преподаватели и студенты - в жилом фонде города. В тяжелейших условия ИФЛИ снова вошел в состав МГУ. С 1 декабря после большого перерыва начались занятия. Студенты и преподаватели снова встали на воинский учет, вскоре начался очередной призыв в ряды РККА. В феврале 1942 года был призван и Станислав Ростоцкий. По распределению он попал в 31 запасную стрелковую бригаду, которая располагалась на станции Суслонгер в Марийской АССР.

Подробнее об истории 31 ЗСБр и учлага Суслонгер можно узнать в моей недавней
публикации Подписывайтесь на канал и делитесь ссылками на статьи в социальных сетях!

Читайте также :

Станция Суслонгер : из истории 31 ЗСБ

Заброшенный лагерь РККА : 80 лет спустя

Подписывайтесь на канал и делитесь ссылками на статьи в социальных сетях!