Болезнь Ленина поставила лидеров большевиков в сложное положение: кто станет его заменой? Среди них не было очевидного преемника, однако ряд политиков уже проявляли свои амбиции, готовясь занять место вождя. Наиболее сильным кандидатом стал Лев Троцкий, глава военного ведомства, и в одиночку противостоять ему не мог никто. Но мало кого устраивал Троцкий-глава государства: он, герой Гражданской войны и создатель Красной Армии, затмевал своим авторитетом других большевиков, при том, что в партию Ленина он вступил лишь в 1917 году. Троцкого считали выскочкой, его самоуверенность раздражала, а новой советской бюрократии, вовсю налаживающей свою комфортную жизнь, не нравились идеи председателя Реввоенсовета о разжигании мировой революции и отказа от привилегий. В авангарде бюрократии, отстаивая интересы партийной номенклатуры, выступил образованный в конце 1922 года триумвират, в который вошли Сталин, Каменев и Зиновьев.
Иосиф Сталин как нарком Рабоче-крестьянской инспекции, нарком по делам национальностей, а с 1922 года генеральный секретарь РКП(б) был авторитетной фигурой среди большевиков, но явно уступал в известности как своему основному противнику Троцкому, так и своим новым союзникам. Но, несмотря на это, в его руках находился весь бюрократический аппарат партии, что позволяло ему продвигать своих кандидатов на важные посты, тем самым обеспечивая численное превосходство. Хитрость и коварство позволили Сталину постепенно выбить почву из-под ног Троцкого как в Политбюро и ЦК, так и в военной среде. Сильным ударом для Сталина стало «Письмо к съезду» Ленина, где умирающий вождь призвал к отставке излишне грубого генсека. Однако поддержка со стороны двух других членов триумвирата позволила ему удержаться на посту.
Лев Каменев к 1923 году занимает посты председателя Московского Совета и заместителя председателя Совнаркома. Как заместитель он занял место Ленина на заседаниях правительства и Политбюро. Однако пятно на его репутации оставил демарш в октябре 1917 года, когда он голосовал против вооруженного переворота и отстаивал идеи однородного социалистического правительства. Кроме того, сам Каменев был не слишком амбициозен и скорее помогал своему другу Зиновьеву.
Григорий Зиновьев, председатель Петроградского Совета и председатель Исполкома Коминтерна, был человеком ярким и достаточно властным. С его подачи в Петрограде начались мероприятия Красного террора, в то же время его трусость и неумение руководить в критической ситуации хорошо проявились во время наступления Юденича осенью 1919 года. Тем не менее, его авторитет как главного помощника Ленина, был неоспорим, хотя он и голосовал вместе с Каменевым против вооруженного переворота в октябре 1917 года. Именно Зиновьев предложил Сталина в качестве генерального секретаря, рассчитывая с его помощью убрать Троцкого и стать лидером партии и Советского государства. Григорий Евсеевич даже был формальным лидером тройки, не предполагая еще, что самая блеклая фигура триумвирата окажется хитрее, чем вожди Петрограда и Москвы.
Основным поводом для критики Троцкого со стороны триумвирата стали его идеи относительно внутрипартийной демократии. Еще в 1921 году на X съезде РКП(б) была принята резолюция Ленина «О единстве партии», в которой осуждалась фракционность и содержалось требование распустить все внутрипартийные группы, которые могли привести к расколу. Фактически все это привело к установлению диктатуры внутри партии, чему пытался противиться Троцкий и ряд других политических деятелей. Этим и воспользуются в дальнейшем Сталин, Зиновьев и Каменев, обвинившие Троцкого в создании оппозиционной группы среди коммунистов.
После третьего инсульта Ленина 10 марта 1923 года участники триумвирата несколько снизили свою активность в преддверии XII съезда РКП(б). Съезд прошел в обычном режиме, доклад Троцкого был встречен бурными аплодисментами, но о начавшейся борьбе за лидерство говорили те факты, что с отчетными докладами вместо больного Ленина выступил Григорий Зиновьев, а наряду с «вождем Красной Армии» отмечались заслуги новых «стальных вождей» - Зиновьева, Каменева и Сталина. Узурпация власти тройкой становится все отчетливее.
15 октября 1923 года выходит так называемое «Заявление 46-ти», в котором видные деятели партии, осуждая необдуманные шаги руководства страны, приведшие к экономическому кризису, объясняли это подавлением любого инакомыслия. Заявление было осуждено, однако это не остановило рост оппозиционных настроений внутри партии, и к ноябрю это вылилось в публичную дискуссию между сторонниками внутрипартийной демократии и представителями триумвирата, выступавшими за следование «единой линии».
5 декабря 1923 на заседании Политбюро и Центральной контрольной комиссии была принята резолюция, в которой многие пункты «Заявления 46-ти» были повторены, а сама резолюция представляла из себя компромисс между оппозицией и центром. В попытке продолжить борьбу за внутрипартийную демократию Троцкий выпускает статью «Новый курс», в которой он осуждает советскую бюрократию и подавление свободы слова внутри партии. На статью обрушивается шквал критики, а триумвират разворачивает кампанию против оппозиции, при том, что во многих парторганизациях позиция Троцкого находит поддержку. Но самым серьезным ударом по защитникам внутрипартийной демократии становится смерть Ленина. Именно с этого момента против оппозиции и конкретно Троцкого начинается настоящая война.
Если вам понравилась эта статья, то рекомендую также прочитать:
О том, что случилось с Золотым запасом России;
О нэпманах, новой буржуазии СССР;
О червонце, первой советской конвертируемой валюте.