Министерство науки и высшего образования РФ выдвинуло инициативу по узакониванию высшего образования, полученного на дому. Как пишет газета «Известия», принять соответствующее постановление планируется уже в этом году, правда, только для сдачи отдельных курсов. Что же это будет означать для образовательной системы?
Что известно?
Согласно Федеральному закону «Об образовании», изучать школьные предметы дома не запрещается. Ученики на домашнем обучении должны так же, как и все, сдавать экзамены раз в год и в дальнейшем могут рассчитывать на получение школьного аттестата. А вот вузовское образование до сих пор разрешалось получать только на базе университета или института.
Ситуация вряд ли кардинально изменится в ближайшее время. Минобрнауки планирует начать с малого: сдачи зачетов только по отдельным курсам. При этом процедура сдачи будет платной – от 2 до 5 тысяч рублей в виде госпошлины.
По замыслу, если студент учится на платном отделении, то может изучить часть предметов самостоятельно и таким образом существенно сэкономить на обучении. В дальнейшем можно и вовсе сдать некоторый набор предметов и получить полноценную «вышку» или, если базовое образование уже есть, повысить квалификацию.
Плюсы подхода
По факту высшее самообразование позволит обучаться online и при этом пользоваться обучающей базой вуза. Примерно по такому пути сейчас идут многочисленные центры обучения и повышения квалификации, частные школы и т.д. Везде присутствует метод дистанционного обучения в виде вебинаров с обязательной сдачей экзаменов и домашними работами. Ничего удивительного, что Минорбнауки присматривается к этой отрасли.
Сомнительная инициатива
А вот эксперты из вузовского сообщества настроены к этой инициативе скептически, если не сказать негативно.
Во-первых, домашнее самообучение исключает контакт с преподавателем и студентами, работу на семинарах и т.д., поэтому никогда не сможет стать полноценной альтернативой «очке». Даже если там будут присутствовать онлайн-уроки. Студенту придется проявить немалую самодисциплину, чтобы получить хоть какие-то знания и затем доказать их на экзамене.
Во-вторых, сам диплом о самообразовании вряд ли будет чего-то стоить у работодателей. Обладатели таких документов неизбежно столкнутся с недоверием к себе на рынке труда.
В-третьих, сам престиж вузовского образования (и без того не слишком высокий) сильно упадет. Эксперты приводят в пример печальный опыт Йельского, Оксфордского и Нью-Йоркского университетов. Там ещё в начале нулевых обсуждалась возможность дистанционного обучения студентов. Против оказалось преподавательское сообщество, посчитавшее, что диплом из-за этого обесценится.
Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков отметил, что инициатива с онлайн-курсами не прижилась нигде в мире. Самостоятельным способом получения высшего образования она быть не может.
В-четвертых, по мнению все того же Комкова «высшее самообразование» приведет к появлению кучи шарашкиных контор, которые будут на легальной основе выдавать дипломы людям, которые вообще нигде и никогда не учились.
В-пятых, не понятно, зачем городить этот огород с «самообразованием». Уже давно существуют заочное и дистанционное обучение – они по факту уже давно и являются тем самым домашним обучением. Правда, студентам-заочникам всё-таки приходится приезжать на сессии и даже посещать лекции при подготовке к экзаменам.
Итог
По факту также не совсем понятно, кому может пригодиться «высшее самообразование» в том виде, которое предлагает Министерство. Скорее всего его «целевой аудиторией» станут те, кому нужен диплом «вышки» без отрыва от работы.
В целом же, вряд ли обычные лекции и сидение за партами уйдет в прошлое. Онлайн-обучение штука полезная, но вот заменить общение преподавателя со студентами вряд ли способно.
А что думаете по этому поводу вы?