Найти тему
Телепсихолог

Целовальник, заигрыши и затёвщина

Оглавление

Масленица - один из самых веселых семейных праздников в христианской культуре с устоявшимися веками традициями и программой. Главными атрибутами праздника традиционно были — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья и блины. 

Отношение христиан к Масленице всегда было достаточно серьезным. Ее считали необходимым для человека событием в круговороте жизни. Праздник требовал подчеркнуто уважительного отношения людей друг к другу, проявления гостеприимства ко всем, даже незнакомым, нищим, странникам, а также участия в праздновании и трапезе. Масленица всегда играла важную роль в социальной жизни русских людей, мирила поссорившихся, сближала отдалившихся и укрепляла отношения супругов.

Родительский день

Суббота перед масленицей почиталась как «родительский день» — славяне поклонялись душам усопших предков. Блины были частью поминального обряда.

Мясо употреблять уже нельзя

Масленица празднуется в течение недели, называемой в церковной традиции «сырной» (то есть «творожной»), предшествую-щей Великому посту. В сырную неделю мясо употреблять уже нельзя, а сыр (творог), масло, рыбу и яйца еще можно.

Праздник-ритуал

Как и любое традиционно значимое народное действо, складывавшееся на протяжении не одного столетия, Масленица представляет собой сложный, многоплановый ритуал. Она впитала в себя особенности древнего земледельческого празднования проводов зимы и встречи весны, приуроченных ко времени весеннего равноденствия. В них нашли свое отражение природные и биологические циклы, которыми издавна определялась жизнь общества.

Праздновать начинали с понедельника. Для всего русского населения предстоящие семь масленичных дней были самым веселым и любимым временем в году. Каждый из них имел собственное название: понедельник — «встреча», вторник — «заигрыши», среда — «лакомка», четверг — «разгул», «перелом», «широкий четверг», пятница — «тещины вечорки», суббота — «золовкины посиделки», воскресенье — «проводы», «прощеный день», «целовальник».

Обилие сытной и вкусной пищи

Масленичная неделя отличалась особым обилием сытной и вкусной пищи, праздничным разгулом. На Масленицу было принято накрывать обильные сытные столы с разнообразной молочной снедью: сметаной, сливками, творогом, коровьим маслом, молоком. Почетное место на масленичной трапезе занимали также блюда из яиц, рыбы, пироги, блины, квас, пиво и вино. Хождение в гости и поглощение всевозможной жирной и масляной пищи, присутствие в масленичной трапезе в качестве обязательного компонента блинов, одаривание родственников подарками являлось непременным условием правильной и достойной встречи праздника. Для сытого существования людей в будущем году следовало «потешить Масленицу», что означало щедро ее встретить и достойно проводить.

Богатая масленичная еда, подчеркнуто разгульное веселье должны были призвать радость, благополучие и процветание в семьи.

Стол на Масленицу
Стол на Масленицу

Обряды Масленицы

Помимо обильного и вкусного угощения, масленица включает в себя целый ряд аграрных (земледельческих) и семейных обрядов, из которых главными были следующие.

Поминовение усопших родителей и родственников

Поминовение усопших родителей и родственников, связанное с употреблением ритуальной пищи: блинов, лепешек, оладий, пирогов и пр. Блины — древнейший вид изделий из муки зерновых культур, появились, вероятно, ранее хлеба. С XV в. блины были известны в русской традиционной культуре. Они присутствовали на столе во время всех наиболее важных ритуальных трапез: при рождении, крестинах, на свадьбе, праздниках и похоронах. Основой для блинов служила мука, жидко разведенная на воде или молоке и яйцах. Тесто для них делали пресным или кислым опарным с дрожжами.
В русских деревнях пекли пшеничные, гречневые, пшенные, ржаные, ячменные, овсяные блины и блинчики. Ели их со всевозможными добавками — творогом, яйцами и рыбой, маслом, сметаной и медом. Блины, замешанные на молоке, называли «молочными», а блины из гречневой муки — «красными». Готовили к праздникам и пироги-блинники, которые представляли собой сложенные стопкой и запеченные в русской печи блины, промазанные болтушкой из коровьего масла и сырых яиц.
«Без блина — не Маслена!», — гласит народная поговорка. На Масленице блины готовили и ели в огромных количествах не только дома и в гостях, но и на праздничных ярмарках. «Блин брюху не порча», «Блин — не клин, брюха не расколет», приговаривали празднующие, предаваясь масленичному чревоугодию в преддверии надвигающегося строгого поста. В некоторых местах первые блины делали уже накануне масленицы в мясопустную субботу, когда было принято поминать умерших родителей. Для них также было принято печь блины и оставлять их на кладбище, класть на божницу, на окошко, раздавать нищим и бедным, жертвовать в монастыри «на помин души».

Почитание родителей

На масленой неделе муж с женой обязательно ехали к родным жены. Поездка на "зятевщину", к теще на блины, обставлялась целым рядом приятных условностей. В эту неделю окончательно устанавливались родственные семейные отношения между новобрачными и их близкими.

Обычаи, связанные с молодоженами

Смотры молодоженов на деревенской улице, на ярмарке, где молодые должны были публично поцеловаться, ласково называть друг друга, чтобы продемонстрировать любовь и привязанность друг к другу. На Масленице молодые старались обязательно погостить у тестя и тещи («тещины блины»), посетить крестных родителей и родственников с обеих сторон. Репродуктивная способность и плодовитость молодых супругов, по народным представлениям, сулили успех в сельскохозяйственной деятельности жителям всей деревни. По этой же причине молодожены играли главную роль в катаниях с гор (они съезжали первыми, «чтобы лен долгий рос»), в уличных забавах молодежи (их старались закидать снегом, а потом молодая «выкупала» мужа).

Масленичные развлечения

Развлечения включали катания с ледяных гор и на лошадях, постройка снежных городков, всевозможные спортивные состязания. Катания в народной традиции расценивались как особая форма соприкосновения с землей, в результате которого она скорее отогревалась, пробуждалась от зимнего сна, чтобы дать обильный урожай.

Катание на лошадях с песнями, смехом, в ярких, нарядных одеждах было призвано очертить «защитный круг» вокруг селения, оградить его от злых, враждебных человеку сил.

Самые важные - последние четыре дня Масленицы

Самыми важными считались последние четыре дня праздника, называвшиеся «широкой» или «разгульной Масленицей». Накануне следовало вымыться в бане, чтобы смыть с себя все тяготы и несчастья прошедшего года. В домах прекращали работы, начинали ходить в гости к родственникам и знакомым, ездить по ярмаркам, кататься с гор и на лошадях. К этому времени приурочивалось и «чествование новоженов»: молодых супругов, вступивших в брак в этом году.

Наибольшего размаха праздник достигал в последние два дня. Молодежь каталась с гор, на льду рек и озер разыгрывались целые баталии по взятию и разрушению «снежных городков». Разгорались многолюдные спортивные состязания.

Воскресенье было последним днем праздника. В этот день происходили главные ритуальные события. На Русском Севере кульминацией праздничного разгула было возжигание на возвышенном месте большого ритуального костра: проводы Масленицы.

Прощеное воскресенье

Проводив Масленицу, все участники обряда переодевались в свою обычную одежду, возвращаясь к повседневной жизни. Праздник считался законченным, его участники расходились по домам для совершения обряда, благодаря которому этот день получил свое народное наименование «прощеного воскресенья».

В этот день посещали могилы умерших родственников, а затем шли просить прощения у родных, друзей и знакомых. В заключение просили прощения друг у друга члены одной семьи. Это происходило уже после последнего обильного ужина и вечерней молитвы. Все оставшиеся после празднования масленицы скоромные яства подлежали уничтожению или сожжению в преддверии Великого поста. Однако их старались срочно доесть.

Масленица - устранение отжившего зла, укрепление плодородия,  изобилия и семьи

Масленица отмечала собой рубеж зимы и весны, а также сытой и веселой жизни, с одной стороны, и аскетизма Великого поста, с другой. Народная традиция превратила ее в один из обрядов устранения отжившего зла и продуцирования плодородия и изобилия.