Ранее мы рассказали о том, что всемирно известный город Венеция расположен в мелководной Венецианской лагуне, сообщающейся с Адриатическим морем через три пролива в «барьерной» песчаной косе, и что из-за опускания поверхности грунта в лагуне, искусственных изменений морфологии ее дна и берегов и повышения уровня моря там все чаще и интенсивней случаются наводнения.
В настоящее время в Венеции и ее окрестностях полностью запрещено бурение артезианских, газовых и нефтяных скважин. В результате прокладки новых водопроводов с материка и прекращения откачки подземных вод на островах лагуны их напоры восстановились уже к 1978 году. Скорость оседания города уменьшилась с 6 мм/год до примерно 1 мм/год (осталась в основном только тектоническая компонента). Но, поскольку территория Венеции снова не поднялась, даже предлагалась обратная закачка воды в основание города (подобный успешный опыт уже был, например, в калифорнийском Лонг-Биче в конце 1950-х годов).
В начале 1970-х годов Национальный исследовательский совет Италии объявил о первом соревновании идей.
В 1980–1981 годах Министерством общественных работ Италии было рассмотрено 6 проектов. Были предложения построить круговую дамбу вокруг Венеции, дамбу поперек лагуны между бассейнами Лидо и Маламокко, плотины в проливах между Венецианской лагуной и морем при искусственной системе очистки венецианских каналов, мобильные затворы в проливах, волноломы на входах в лагуну и другие меры.
Победила идея сочетания стационарных препятствий и мобильных защитных конструкций в проливах между Венецианской лагуной и морем. При этом было решено, что система защиты лагуны от наводнений должна быть спроектирована таким образом, чтобы не влиять на обмен воды между лагуной и морем и не видоизменять ландшафт, чтобы не только не мешать судоходству, но и сохранить хрупкую экологическую систему района. Но этот вопрос еще долго обсуждался во всех кругах итальянского общества.
Совет министров, Министерство общественных работ Италии и Венецианское водное управление поручили разработку и реализацию проекта по защите города и лагуны концессионному консорциуму «Новая Венеция» (Consorzio Venezia Nuova), в который вошел ряд итальянских инжиниринговых и строительных компаний. Этот консорциум после окончания работ должен управлять созданной системой защиты в течение 4 лет и нести ответственность за свои действия в последующие 10 лет. Долю участия в проекте получила также компания ASTALDI.
После многочисленных исследований консорциум «Новая Венеция» разработал к 1989 году концепцию комплекса мер REA (Riequilibrio E Ambiente – «Восстановление равновесия и окружающей среды»). В первую очередь предполагалось создание мобильных барьеров в проливах между лагуной и морем.
Лишь в 2002 году был представлен и одобрен окончательный вариант проекта по спасению городов и других населенных пунктов Венецианской лагуны от наводнений. Его назвали MOSE, что представляет собой аббревиатуру от итальянского Modulo Sperimentale Elettromeccanico – «Экспериментальный электромеханический модуль» (так обозначали прототип элемента барьера, испытанный еще до 1992 года). При этом данное название имеет и символический смысл, так как совпадает с итальянским написанием имени библейского пророка Моисея, перед которым расступилось Красное море.
Работы по реализации MOSE начались в 2003 году. Помимо консорциума «Новая Венеция» и фирмы ASTALDI к ним были привлечены инженеры итальянской компании FIAT.
Суть проекта – создание сплошных рядов из 78 мобильных (откидных) барьерных элементов в проливах Лидо, Маламокко и Кьоджа, соединяющих Венецианскую лагуну с Адриатическим морем. Срок их эксплуатации был рассчитан на 50 лет (по некоторым данным, на 100 лет).
Если вам интересна данная тема, полный текст статьи о защите Венеции от наводнений со ссылками на источники и литературы вы сможете найти в электронном журнале "ГеоИнфо". ПЕРЕЙТИ
Ну а мы продолжим наш рассказ уже завтра.