Если у банка возникают должники, чей шанс возврата долга стремится к нулю, он продает такие просрочки коллекторскому агентству. Деятельность агентств долгое время никак не регулировалась, их руки были развязаны. Поэтому к проблеме возврата долгов они подходили так сказать творчески, зачастую используя криминальные методы. И только в 2016 году утвердили закон, регулирующий работу агентств. Теперь коллекторы имеют четкий свод правил общения с должниками. Выход за рамки дозволенного грозит серьезными наказаниями, вплоть до лишения лицензии. Что изменилось в 2019 году в отношениях взыскателей и должников, что можно и нельзя, куда жаловаться.
Коллекторское агентство-юридическое лицо, внесенное в госреестр. Только в этом случае они имеют право на деятельность. Банки обязуются передавать данные только зарегистрированным организациям.
Закон допускает следующие варианты общения с должниками:
• Телефонные звонки, встречи лично с заемщиком
• Общение при помощи различных мессенджеров
• Почтовые извещения
Коллекторам запрещается:
• Угрожать, причинять умышленный вред имуществу или здоровью
• Психологически влиять на волю человека, унижать как личность
• Иными способами превышать полномочия, давать ложные сведения о правах своей организации
Психологический прессинг-любимый вид обработки клиента многих коллекторов-бандитов. Они давят на чувство вины должника и тот находится в постоянном страхе. Это недопустимо.
Коллекторам категорически запрещено взаимодействовать с рядом категорий граждан:
• Лица, не достигшие 18-ти лет
• Инвалиды 1-й группы
• Недееспособные лица или проходящие реабилитацию
На все способы взаимодействия с должником установлены ограничения для коллекторов. Они следующие:
Звонки по телефону до 4 раз в месяц, неделю 2 раза, в день только один звонок.
Ночные звонки запрещены (с 22 до 8 утра), в выходные и праздничные дни ограничения от 20 вечера до 9 утра.
Сообщения посредством мессенджеров-до 16 в месяц, 2 в день, 4 в неделю.
Встречаться лично представителю агентства с должником разрешено 1 раз в неделю. Общение с его родственниками только при условии их согласия.
Связь с должником происходит с открытых источников, коллектор должен сообщать название организации, свое имя, фамилию.
Важный момент: агентство имеет право на более частое обращение к должнику, чем разрешено основным законом. Право на такой порядок действий может дать сам заемщик. Если в подписанном договоре с банком есть пункт о расширенных полномочиях коллекторов, то закон допускает такие ситуации.
Но не все так печально. Клиент банка может отказаться от коллекторов, но только через четыре месяца с момента образования долга. Для этого надо написать заявление на имя агентства и отослать заказное письмо с уведомлением.