Как питерский миллионер Хайруллин спасал село, в котором вырос

1,2K прочитали
Камиль Хайруллин хоть и богат, по виду этого не скажешь: к нам он выходит в трико и простой чёрной куртке. Во дворе дома его сестры стоит Nissan Juke.

Камиль Хайруллин хоть и богат, по виду этого не скажешь: к нам он выходит в трико и простой чёрной куртке. Во дворе дома его сестры стоит Nissan Juke.

Камиль Хайруллин хоть и богат, по виду этого не скажешь: к нам он выходит в трико и простой чёрной куртке. Во дворе дома его сестры стоит Nissan Juke.-2

Камиль провел в селе Султаново детство, но после школы уехал в Питер и там осел. Через много лет он стал учредителем крупной телекоммуникационной компании, которую не так давно продал, заработав на сделке миллионы. В прошлом году, после 60-летнего юбилея, у него родилась спонтанная идея помочь родному селу.

Через один встречаются брошенные дома
Через один встречаются брошенные дома

За сорок лет Султаново не то что бы умерло, но все эти годы медленно деградировало. Сверхидея Камиля — не просто влить много денег, но подсадить в село ген развития, который заставляет жизнь пробиваться и цвести вопреки всем сложностям.

Постоянно в селе живут человек 50, летом с учетом дачников — до 150
Постоянно в селе живут человек 50, летом с учетом дачников — до 150

Село Султаново (Челябинская область) находится в весьма спорном месте. В нескольких километрах — печально известное Муслюмово и река Теча, которые пострадали от близости с ядерным центром "Маяк", потому и к Султаново приклеился имидж «ядерной помойки». Первое, что сделал Камиль — проверил уровень загрязнённости почв и воды.

Камиль Хайруллин хоть и богат, по виду этого не скажешь: к нам он выходит в трико и простой чёрной куртке. Во дворе дома его сестры стоит Nissan Juke.-5

Поверхность оказалась чистой, но в воде обнаружили серьёзное превышение уровня альфа-излучения из-за радона: земля здесь богата гранитом, а в нём содержится уран. Поэтому остро стоит вопрос строительства водопровода, который обеспечит дома водой из чистой скважины.

Такие дома Камиль планирует раздавать бесплатно тем, кто готов переехать в Султаново и работать, например, фермером
Такие дома Камиль планирует раздавать бесплатно тем, кто готов переехать в Султаново и работать, например, фермером

Изначально я узнал о проекте Камиля в прошлом мае, когда он объявил «кастинг» на должность фельдшера. Медработника в Султаново нет уже года три, и кандидатам Камиль предлагал готовый дом, помощь с получением государственной субсидии в полмиллиона рублей и налаживание хозяйства.

Камиль Хайруллин хоть и богат, по виду этого не скажешь: к нам он выходит в трико и простой чёрной куртке. Во дворе дома его сестры стоит Nissan Juke.-7

Помимо жилища фельдшера близки к завершению стройки ещё трёх бревенчатых домов, которые Камиль собирается передать фермерам. Дома, правда, небольшие — всего 40 квадратов, — зато на утеплённом фундаменте.

Со временем поселенцам отойдет и вот этот дома сестры Камиля, для которой он стоит дом побольше через улицу
Со временем поселенцам отойдет и вот этот дома сестры Камиля, для которой он стоит дом побольше через улицу

Несмотря на приманку в виде бесплатного жилья, ни фельдшер, ни фермеры пока не объявились. Точнее, нашёлся лишь один, Рим, но он и раньше был наполовину султановцем, провел здесь детство, выбрал в Султаново жену, хотя и жил в городе. В сентябре прошлого года Рим, узнав о проекте Камиля, переехал в Султаново, чтобы хозяйствовать на ферме, которую восстановили на месте давно заброшенного коровника.

Рим (справа) и его работники на ферме
Рим (справа) и его работники на ферме
Ферма занимается молочными коровами
Ферма занимается молочными коровами

Но других переселенцев пока нет, точнее, есть масса желающих, но до окончательного решения дело пока не дошло. Во многом это связано и с высокими требованиями Камиля: ему не нужны трутни, которые клюют исключительно на бесплатное жилье. Он ищет семьи как минимум с двумя детьми, где оба родители работящие, умелые и не боятся сельской жизни. Проблема в том, что именно такие люди, как правило, уже где-то прочно обосновались.

Камиль Хайруллин хоть и богат, по виду этого не скажешь: к нам он выходит в трико и простой чёрной куртке. Во дворе дома его сестры стоит Nissan Juke.-11

Но Камиль смотрит на это философски, дескать, в России 140 млн человек, так что люди обязательно найдутся. Сейчас переезд рассматривают две семьи. Один фермер готов перебраться в Султаново с 39 коровами и техникой, но просит дом побольше — хотя бы 70 метров. Камиля это устраивает. Также на примете есть семья из Подмосковья с детьми: отец — строитель, мать — специалист по козам. Камиль очень надеется, что они не передумают.

Камиль Хайруллин хоть и богат, по виду этого не скажешь: к нам он выходит в трико и простой чёрной куртке. Во дворе дома его сестры стоит Nissan Juke.-12

Вообще он готов обсуждать любые условия, включая покупку нужного оборудования и техники, но, конечно, кандидат должен убедить его в том, что инвестиция принесет самому кандидату и селу пользу. На тех, кто закидывает удочки насчет переезда, не имея при этом ни копейки, Камиль смотрит скептически: «Слушайте, если у человека совсем нет денег — это же что-то значит: или ленивый, или неумелый. Я не говорю об инвалидах или пожилых, но если мужик в расцвете сил сидит без гроша, он и здесь будет также сидеть». Он неустанно подчёркивает, что хочет дать людям не рыбу, а удочку.

Камиль Хайруллин хоть и богат, по виду этого не скажешь: к нам он выходит в трико и простой чёрной куртке. Во дворе дома его сестры стоит Nissan Juke.-13

Есть и бизнес-концепция: проанализировав несколько вариантов, Камиль сделал ставку на сыроварение. Сейчас в Султаново работает небольшое производство (160 литров молока в сутки), но уже к лету должна появиться полноценная сыроварня производительностью до 2000 литров в сутки.

Я купил сыр на пробу: он показался мне недозрелым и попахивал закваской (хотя я не специалист и могу ошибаться). В любом случае, лиха беда начало. Летом приеду и сравню
Я купил сыр на пробу: он показался мне недозрелым и попахивал закваской (хотя я не специалист и могу ошибаться). В любом случае, лиха беда начало. Летом приеду и сравню

Недавно Камиль купил камеру для вызревания сыров, которая обошлась примерно в 1,4 млн рублей: здесь они выдерживаются при температуре ровно 12 градусов и определённой влажности. В зависимости от сорта сыры могут лежать недели, месяцы или даже годы.

Рядом с камерой вызревания построят большую сыроварню
Рядом с камерой вызревания построят большую сыроварню

По замыслу Камиля, высокий спрос на молоко позволит фермерам не думать о его сбыте, а заниматься скотиной и кормить её как следует: для сыра нужно молоко определённого качества.

Камиль Хайруллин хоть и богат, по виду этого не скажешь: к нам он выходит в трико и простой чёрной куртке. Во дворе дома его сестры стоит Nissan Juke.-16

Само по себе Султаново оставляет очень приятное впечатление из-за чистоты, а ещё — из-за отсутствия газовых труб, которые часто портят вид уютных деревенек. Но труба, по замыслу Камиля, всё же появится, потому что пока дома обогревают в основном электричеством или дровами.

Вид с крыльца фельдшерского дома на озеро Сагишты, на берегу которого стоит Султаново
Вид с крыльца фельдшерского дома на озеро Сагишты, на берегу которого стоит Султаново

Прокладка газопровода и строительство асфальтовой дороги до соседнего Муслюмово — слишком дорогие проекты даже для Камиля, поэтому он активно ищет поддержки региональных властей. В перспективе десяти лет он видит Султаново обустроенным селом, где живут минимум десять крепких фермерских семей, а местный сыр пользуется стабильным спросом. Сейчас он размышляет над брендированием и налаживанием сбыта.

Камиль Хайруллин хоть и богат, по виду этого не скажешь: к нам он выходит в трико и простой чёрной куртке. Во дворе дома его сестры стоит Nissan Juke.-18

В прошлом году Камиль вложил в Султаново девять миллионов рублей, в этом собирается потратить 22 миллиона, в том числе на создание большой сыроварни и строительство новых домов. Это кажется странным, поскольку и первая очередь ещё не заселена, однако Камиль настолько верит в свою идею, что, кажется, готов рисковать.

Камиль Хайруллин (справа) с прорабом, который руководит бригадой из 11 строителей, живущих в одном из таких домов
Камиль Хайруллин (справа) с прорабом, который руководит бригадой из 11 строителей, живущих в одном из таких домов

Он неоднократно подчёркивает, что не хочет быть «благодетелем», который время от времени дает денег на ремонт школы или, например, строит в селе коттедж и тем самым обеспечивает какие-то рабочие места. Его осевой мыслью является налаживание всех цепочек производства и сбыта, равно как и создание условий для жизни, чтобы дальше эта жизнь существовала без него. «Ну, построю я здесь свою ферму — не будет меня, и умрёт эта ферма», — объясняет он.

Камиль Хайруллин хоть и богат, по виду этого не скажешь: к нам он выходит в трико и простой чёрной куртке. Во дворе дома его сестры стоит Nissan Juke.-20

Сейчас в Султаново лишь десять детей, а потому селу угрожает закрытие школы и детского сада: если это произойдет, возить детишек придётся по убитой дороге до Муслюмово. Поэтому, вероятно, одним из условий для поселенцев является наличие минимум двух детей, а лучше — пяти.

Камиль Хайруллин хоть и богат, по виду этого не скажешь: к нам он выходит в трико и простой чёрной куртке. Во дворе дома его сестры стоит Nissan Juke.-21

Отношение к проекту Камиля очень разное: многие подозревают, что он просто пиариться или проворачивает какие-то махинации. Другие просто считают его подход слишком утопичным: дескать, потратит деньги, наиграется и уедет. На это Камиль отвечает: «Пусть говорят. Я держу ответ перед своей матерью», — он показывает глазами наверх, на небо.

В селе есть мечеть
В селе есть мечеть

Мое личное отношение к этой затее также неоднозначно. С одной стороны, я разделяю скепсис: большинство хороших фермеров и селян уже при деле, а переезд в другую область или страну — это испытание и риск. С другой, идея мне бесконечно нравится. Потому что это не очередная подачка селу от богатого земляка, а попытка буквально повернуть время вспять. И принципиальных препятствий к этому нет — всё зависит, по сути, от исполнения.

Камиль Хайруллин хоть и богат, по виду этого не скажешь: к нам он выходит в трико и простой чёрной куртке. Во дворе дома его сестры стоит Nissan Juke.-23

До поездки в Султаново Камиля я не знал. Он производит впечатление очень прагматичного человека, и в целом, я склонен ему верить. В плюсы ему можно поставить универсальность мышления: он может думать и как селянин, и как бизнесмен. Возможно, именно это и нужно для таких начинаний. В любом случае, хочется пожелать ему удачи, ведь если проект окажется успешным, это даст надежду и нам всем, живущим на этой земле.

Поездку в Султаново совместил с тест-драйвом Lada X-Ray Cross — позже отпишу
Поездку в Султаново совместил с тест-драйвом Lada X-Ray Cross — позже отпишу

Летом съезжу посмотреть, заселились ли новые дома, а заодно возьму на пробу сыра.

Камиль Хайруллин хоть и богат, по виду этого не скажешь: к нам он выходит в трико и простой чёрной куртке. Во дворе дома его сестры стоит Nissan Juke.-25

Эти места, когда-то заражённые радиацией, привлекают меня не первый год. Они вдохновили меня на написание романа «Блабериды», и описанное там село Филино во многом схоже с тем же Султаново. Сам роман не совсем о сельской жизни — скорее, о журналистском расследовании причин высокой смертности в одной такой деревне.