В 21ом веке покупки через интернет стали стандартом. Вещь и услугу можно заказать с сайта фирмы или через мобильное приложение из любой точки планеты, главное иметь положительный баланс на электронном кошельке. Эти технологии добрались и до полок с автомобилями. Что может сайт автодилера в России сейчас?
Вы владелец автомобиля, на сайте дилера можете:
- записаться на сервис в удобное для вас время,
- выбрать аксессуары, шины, диски для авто (некоторые сайты позволяют произвести оплату)
- воспользоваться личным кабинетом марки (лояльные программы, истории коммуникаций с дилером)
- узнать наличие запчастей (по каталожному номеру) и сделать заказ
- заказать и оплатить страховку для автомобиля
- оценить он-лайн автомобиль в трейд-ин
Выбираете новый автомобиль на сайте дилера:
- заказать тест-драйв автомобиля
- просчитать стоимость кредита и ежемесячные платежи по вашим условиям
- посмотреть и забронировать автомобили в наличии (некоторые дилеры позволяют производить бронь за символическую оплату с карты он-лайн)
- пообщаться с менеджером через онлайн чат
Если сравнивать возможности онлайн сайтов дилерских центров в России с технологиями, которые уже используются на западе, то список увеличивается несколькими пунктами:
- общение с дилерским центром доступно из мультимедийных систем автомобиля, смартфонов и компьютеров на специальной платформе с сохранением всей переписки и истории. Связь может происходить в формате видео-звонка с демонстрацией автомобиля или запчастей (речь идет о виртуальных шоурумах). Коммуникации по вопросам сервиса - видео и фотоотчеты о проделанных работах, урегулирование спорных вопросов онлайн.
- умные чат-боты, которые умеют резервировать автомобиль, записывать на тест-драйв или сервис, оценить автомобиль исходя из предложений рынка, подписать на рассылку новостей дилерского центра, в нужный момент моментально соединяют с нужным менеджером. В России предпринимаются попытки создания умных чат-ботов с помощью функционала Яндекс.Алисы
- поиск по дилерскому сайту с использованием голосовых запросов. К примеру: “большой семейный красный минивен на автомате” или “покажи автомобиль с VIN-кодом XXX1234567”
Перечисленные пункты работают в рамках одной платформы, в одной среде. Инструменты помогают повышать продажи через интернет.
На западе два года подряд в 2017 и 2018 годах на ежегодных награждениях в области мобильных инноваций MOBILE INNOVATION AWARD финалистом становится связка динамического поиска Google и текстовое расширение объявление, а по переходу с клиентом общаетcя искусственный интеллект через он-лайн чат. При таком подходе количество лидов выросло на 32%, сама стоимость лида упала на 24% по сравнению с обычными контекстными объявлениями. Год спустя инструмент доработали - динамический платный поиск с призывом выбрать вариант покупки автомобиля + инструмент авторитейла позволил поднять количество лидов еще на 20%. Оплата за автомобиль принимаются всеми возможными способами.
Вы все про Запад опять…
Можно ли утверждать, что все эти инструменты заработают в России? Давайте разберем пример с онлайн оплатой на дилерском сайте. Достаточно удобная функция, можно забронировать автомобиль через сайт дилера, купить аксессуары для автомобиля.
Такая услуга была запущена еще в 2016 году, в 2017 году дилеры ожидали, что 20% автомобилей будет продаваться через интернет. Спустя несколько лет доля таких продаж очень мала и не оправдала ожидания в 20%. По всем дилерским сетям России это пару десятков продаж в месяц.
Суровая реальность такова, что придя в дилерский центр, выбрав автомобиль и дойдя до кассы вы пожелаете оплатить машину банковской картой. Тут несколько вариантов: либо заплатите стоимость на 1,8-2,4% выше стоимости автомобиля, либо вам откажут в продаже по карте и отправят в банк для снятия наличных. Это связано с банком-эквайером, который как раз в среднем берет 1,8-2,4% за осуществления операции по переводу денег с “пластика” клиента в дилерский центр. Вот и получается, что эти проценты салон не хочет “дарить” банку. Аналогичная ситуация по оплатам через сайт. Вы не сможете полностью оплатить стоимость автомобиля через сайт дилера, а только внести предоплату от 5 до 50 тысяч рублей, зависит от бренда.
В действительности, дистанционно автомобили оплачиваются старым добрым способом через выставленный счет. Прислать могут куда угодно, хоть на вотсап, хоть на электронную почту и никакой комиссии от суммы платежа, только оплатите за услугу перевода, но это в разы меньше, чем если платить по карте.
Получается, что Российский ecommerce это оплата по счету через окошко кассы в банке или через мобильное приложение? Что должно произойти, чтобы автомобили стало выгодно покупать прямо на сайте?