В продолжение предыдущей истории о находке уникальных деталей первого советского серийного танка МС-1 еще одна удивительная находка из карельских лесов и невероятное совпадение.
В общей массе фотографий различных танковых деталей мой товарищ по переписке прислал фото еще одной редкой железяки, которая, возможно, сохранилась в единственном экземпляре. Определять ее не требовалось, однако ее история заслуживает отдельного внимания.
Вы наверное знаете, что с незапамятных времен на Поклонной Горе демонстрируется чучело редкого советского танка Т-46.
Официально считается что эта опытная колесно-гусеничная машина была изготовлена в количестве 4 экземпляров и в серию не пошла. Однако, судя по упоминанию БОТ на базе этих танков в документах укрепрайонов и количеству изображений на немецких фото можно предположить, что изготовлено было несколько больше количество машин. Тем более что изначально планировали выпустить установочную партию в количестве 50 экз.
До наших дней в КаУРе дожило два БОТа на базе Т-46 различной степени сохранности. Начнем с конца. Последний обретенный корпус Т-46 с 2013 года "реставрируется" в Кубинке.
История его явления народу при "помощи" Министра культуры Мединского крайне примечательна. Вот как она выглядит в изложении Комсомольской Правды:
Редкую боевую машину обнаружил и выкупил за границей член Российского военно-исторического общества и генеральный директор магазина военного антиквариата "Лейбштандарт" Дмитрий Бушкаков. По неподтвержденной информации, этот танк был найден в районе бывшей Советско-Финской границы местными охотниками за металлоломом, чудом он не был разрезан на части, а сдан в лом целиком, - сообщил "Комсомолке" Дмитрий Бушмаков. Кстати, как выяснили корреспонденты "Комсомолки", из пункта сдачи металлолома танк был выкуплен западными торговцами антикварной техникой. Его могли вывезти из России по частям под видом лома. Но сотрудники магазина военного антиквариата "Лейбштандарт" уговорили перекупщиков не резать редкий образец и продать его для российского музея.
Тут прекрасно все особенно если учесть, что артефакт происходит из ближайших окрестностей Санкт-Петербурга и весьма сильно порезан металлоломщиками. Как этот корпус метался через границу и обратно мне не понятно. Но факт остается фактом, сейчас он в Кубинке и ему угрожает разве что переплавка на ступени храма.
Первый сохранившийся экземпляр корпуса означенного танка экспонируется на Поклонной Горе под названием "Танк Т-46" и даже имеет свой тактический номер на башне. Хотя танком это изделие успело побыть всего пару лет с момента изготовления до переделки и установки в качестве БОТ в 1938 или 1939 году на передовом рубеже КаУРа.
Как гласит история, именно эта машина была обнаружен в декабре 2001 года поисковым объединением «Высота» под руководством В. Н. Дудина на Карельском перешейке у посёлка Сосново Ленинградской области, после чего вытащена из леса и передана в дар Музею на Поклонной горе. В некое подобие танка этот чудом сохранившийся БОТ превратил 36 НИИИ Минобороны России (ходовая часть не восстанавливалась) и в декабре 2004 года машина была включена в экспозицию где обретается и по сей день.
Но теперь вернемся к нашим мелким железякам. Как я уже писал, коллега прислал мне фотографии дверки кормового люка танковой башни, найденного на Карельском перешейке. Обратите внимание, два отверстия в нем заварены аккуратными бронезаглушками, что говорит нам о том, что эта деталь принадлежит танку, переделанному в броневую огневую точку. Установку пулемета ДТ в кормовом люке посчитали лишним, что верно.
А теперь очередное Бинго! Знаете где была найдена эта крышка люка? Прямо в том котловане откуда вытащили БОТ на базе Т-46 ныне демонстрирующийся в музее на Поклонной Горе. Причем эта дверка была в комплексе с детской лопаткой.
Как я себе понимаю эту историю? Примерно так. Когда после войны настала пора вытаскивать 45-мм пушки 20К из уцелевших БОТов это сделали путем срезания кормового башенного люка, чтобы не заморачиваться с приржавевшими заглушками. А затем люк бросили где-то рядом, либо вовнутрь кастрированной тушки. Когда вытягивали БОТ в музей на люк почему-то не обратили внимания и оставили его на месте. Именно так почему-то произошло, например, с крышкой люка "снегиревского" МС-1. Какой-то сборщик металлолома нашел люк от нашего БОТа и детскую лопатку и прикопал их под хвойным опадом в получившемся котловане до лучших времен. Спустя десятилетие эта деталь была обнаружена моим визави, вытащена из леса и передана в музей АПК-1 в Сестрорецке. Надеюсь, обретается она там до сих пор.
Именно в этот музей я бы посоветовал обратиться реставраторам из Кубинки собирающим вторую тушку Т-46. Было бы не плохо "привинтить" к башне оригинальную дверку кормового люка, хоть он и принадлежал соседнему БОТу, демонстрирующемуся ныне на Поклонной Горе. Но там вряд ли будут что-то переделывать в макете.
Следует добавить, что меня несколько смущает эта дверка люка в сравнении с архивными фото оригинальных танков Т-46. Как-то там все по другому или просто тени так легли?
Я бы не исключал версию происхождения этой крышки от БОТа на базе Т-26, но это крайне маловероятная версия.
Оригинал поста смотрите скоро в моем блоге в ЖЖ starcom68
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен