Если вы когда-нибудь будете Эйндховене(Нидерланды), имея при этом несколько часов свободного времени, используйте эту возможность, чтобы посетить музей марки DAF. Хоть и в Европе есть музеи которые значительно современнее, более интерактивные и с более подробным описанием экспонатов, вряд ли в любом другом автомобильном музеи будет такая прекрасная атмосфера, как в Эйндховене.
Что в этом месте такого особенного? Прежде всего мы не чувствуем себя здесь как в большом корпоративном музее, подготовленным группой высокопоставленных менеджеров. Напротив, музей в Эйндховене на самом деле напоминает большую мастерскую или гараж преданного любителя бренда. На самом деле это и есть большой гараж, это становится понятно из истории самого здания.
Здание занимаемое сегодня музеем, было построено в результате расширения старой мастерской братьев Ван Доорн(Van Doorne), основанной почти 100 лет назад. Именно из этого цеха и происходит марка DAF, которая сначала производила небольшие прицепы, затем превратилась в производителя, начала производить легковые и грузовые автомобили, и сегодня фокусируется только на последних. При этом стоит уточнить, что DAF это сокращение от Van Doorne’s Aanhangwagen Fabriek , то есть “Фабрика прицепов братьев ван Доорн".
Нужно также добавить, что подготовка музея марки DAF не была корпоративным проектом. Занялись этим в первую очередь поклонники марки, бывшие сотрудники завода, а также спонсоры, в первую очередь являющиеся пользователями DAF-ов. Сам DAF был в это время совершенно без денег, стоя на краю банкротства. Музей делался в 1990-1992 годах, в то время как в 1993 году DAF официально объявил о несостоятельности, де-факто прекратила существовать.
Но давайте перейдем к самим экспонатам. Экскурсия начинается с огромного количества легковых автомобилей. С нашей точки зрения, это совершенно экзотические автомобили, поскольку они никогда не были популярны за пределами Голландии. Нужно также отметить очень короткий период выпуска этих транспортных средств – первые легковые автомобили DAF были показаны в 1958 году, а в 1975 году с конвейера сошел последний легковой автомобиль DAF, модель 66.
Хотя нельзя сказать, что у DAF-а не было заслуг в легковом автомобилестроение. Потому что у них было немало изобретений в виде бесступенчатой трансмиссии. Сегодня это решение широко известно во всем мире, оно называется CVT и используется в автомобильной промышленности по сей день. В 70-х годах дебютировала в автомобилях марки DAF, как Variomatic.
Так это выглядело в DAF-е 66:
А каков был конец истории легковых DAF-ов? Часть компании которая производила "легковушки", была отделена и продана шведскому концерну Volvo. Упомянутый DAF 66 был переименован в Volvo 66, а разработка новой модели DAF-а, разработанная в то время, была завершена как Volvo, получив название Volvo 340. Бесступенчатая коробка передач перешла по наследству к Volvo.
Достаточно о легковых автомобилях, давайте доберемся до грузовиков. Здесь вы можете найти много военной техники, которые годами были основой голландского армейского флота. Модель YA-328 50-х годов стала особой легендой. Грузовик имел привод 6x6 и даже развивал скорость в 82 км / ч (в 50-х годах!) и отличался необычной внешностью. Это тот автомобиль, с сильно наклоненной передней частью, в сочетании с наклонными стеклами, его легко распознать на фотографиях. И кстати неплохой иронией является тот факт, что сегодня Scania поставляет грузовики для голландской армии,а не DAF…
Среди очередных интересных экспонатов можно заметить специализированные транспортные средства. Например терминальный тягач марки DAF, оснащенный только одним местом в кабине, для водителя. Есть старые коммунальные и строительные машины, или старые пожарные машины. Среди последних, появившихся в начале 50-х годов, можно заметить очень разные формы кузова. Все потому что у истоков производства грузовых автомобилей, DAF не делал кабины. Грузовик состоял просто из шасси, двигателя и решетки радиатора, а остальную часть кузова, включая кабину водителя, нужно было заказывать у стороннего поставщика.
Из привилегированных транспортных средств вы также можете заметить небольшую полицейскую машину. Это фургон DAF A10, выпущенный в 1955 году. Его история на столько интересная, что с завода A10 выпускался в очень интересных версиях. В Европе эта модель была с кабиной над двигателем - она экономила место и позволяла построить внутри машину скорой помощи или полицейскую машину. Для Америки и Нидерландской Гвинеи были версии с двигателем перед кабиной. Они имели кузова напоминающие американские пикапы и служили там сотрудникам нефтяной компании Shell.
В музее также хватает и более современных автомобилей. Рядом друг с другом мы видим в основном те модели, которые сделали из DAF-а специалиста по перевозкам на большие расстояния. Первый из этих автомобилей DAF 2600, очень известен своей кабиной. Рядом с ним стоит DAF 3300 Space Cab, который в 1984 году порадовал огромной, очень практичной кабиной.
Нельзя также пропустить спортивные транспортные средства. Здесь мы увидим грузовики с ралли Париж-Дакар, оснащенные двигателями TurboTwin. Эти машины имели две турбины и 11-литровые двигатели. В зависимости от поколения развивали в общей сложности 1000 или 1200 л.с., обеспечивая отличную производительность. Если кто-то мог совладать с таким грузовиком, он без особых проблем выжимал более 200 км/ч. Первым кто смог освоить этот болид без аварий был Ян де Рой(Jan de Rooy), который участвовал в гонках на этих автомобилях, уже в 1987 году выиграл в категории грузовых автомобилей. Кому же не повезло,так это экипажу Theo van de Rijta. В его DAF-е TurboTwin X1 на большой скорости сломался амортизатор. Грузовик перевернулся, и пилот Kees van Loevezijn получил смертельные травмы.
И в конце всего интересного я упомяну о голландской королевской семье. Много лет назад DAF поставлял транспортные средства для них, как сувенир, после чего два транспортных средства отдали в музей. Первый из них королевский автобус, используемый для групповых поездок. Второй пляжный "багги" или "карт" частично с плетеным интерьером, для Виллема Александра - некогда князя, а сегодня короля Нидерландов.