Впервые об Йети заговорили 200 лет назад, когда в Гималаях Шерпы в ужасе убежали от снежного человека. После этого его ищут на всех континентах. В России предполагается 3 места его обитания: Чукотка, Сибирь и леса Вятки. К ним мы отправились во время экспедиции «Заповедный пояс». Но не просто в леса, а на заповедную территорию «Нургуш».
Утром мы отправились на территорию, но кроме рыбаков никого не нашли. На обратном пути стало сильно таять, снег не держал, по лужам был заплыв в корыте. Впрочем, снегоходы могут ездить и по рекам, главное больше газу, иначе пойдешь ко дну.
В глухих лесах Нургуша и Котельнического района живет Йети. Толком его никто не видел, кроме слухов. Но уже была не одна экспедиция по его поиску в этих местах. Это человекообразное существо, полностью покрытое шерстью, ростом более 2 м. В лесу нашли десятки артефактов его существования, он оставляет так называемые «маркеры» - загнутые и надломленные деревья.
Иногда они складываются в совершенно нереальную форму костра звездочки. Где он живет, точно никто не знает, но тропа Йети в лесу есть, и даже реконструированное его логово. Так что если поедете, берите с собой фотоаппарат и топор на всякий случай. Может вам повезет, сделаете научное открытие и прославитесь на весь мир.
А в самой Боровке можно найти живого снежного человека.
Для подкормки берите косточки, а если будете себя плохо вести, то получите дубиной.
Нам пришлось ретироваться на территорию. Заповедник «Нургуш» создан для охраны поймы реки Вятка. На ней есть много маленьких озер, а место пользуется популярностью у перелетных птиц. Их насчитывается 197 видов. По мне и все названия птиц сложно будет запомнить, а инспекторы знают наизусть. Вообще в заповедной системе работают особые люди, для которых деньги стоят далеко не на первом месте.
Интересна история создания заповедника. Эти земли принадлежали лесопромышленникам, то есть использовались для вырубки деревьев. После революции земли отошли колхозам, где они наладили промышленный вылов рыбы. В 1952 году сделали охотничий заказник, чтобы восстановить популяцию бобра, которого почти выбили.
Для охраны территории жило 2 семьи егеря и лесника. Только в 1994 году создали заповедник, хотя проект был разработан еще 34 года назад. Но лучше поздно, чем никогда. Иначе, что осталось бы от лакомых природных мест?
Водная поверхность участка Нургуш 303 га. Весной большая часть территории оказывается под водой. Летом же озера находятся в старицах (бывших руслах рек), их около 80-ти. На водной территории живет 30 видов рыб. Это щука, окунь, карась, плотва, лещ, линь, краснопёрка, если повезет, то приплывет судак и сом.
Без болот на территории тоже не обходится. Особо много заболоченных участков в пойме. Болота часто воспринимают, как территорию, где делать нечего. Вообще там красиво, не только сверху, но и снизу. Часть фотографов, даже специализируется на такой съемке. Я все время упускал болота мимо, но в этом году пора тоже вливаться в клан болото-фотографов.
Заповедник расположен на северо-востоке России. Свойственна длинная многоснежная зима, средняя температура всего +2.2 градуса. Заморозков нет только в июле, но летом больше дождей. За год всего выпадает 58 см осадков. Если все сложить, то условный брод осилит только внедорожник.
Есть еще второй участок заповедника «Тулашор», он расположен на границе с Коми. Площадь его 17815 га, в основном это хвойные и смешанные леса. За последние несколько столетий лес тут никогда не рубился. Нетронутая природа служит эталоном средней тайги и в лесах можно встретить диких северных оленей. Но на посещение всех территорий просто не хватит времени. Нужно ехать на целый месяц и снимать отдельно. Так что на каждый ООПТ у нас было 1-3 дня и это совсем-совсем немного.
Перед отъездом, сотрудники заповедника утроили целый подарок для нас – торт «Заповедный пояс». Вкусности всегда хороши, атмосфера была очень дружественная. Вообще во всех ООПТ хорошо встречали и помогали. Спасибо всем еще раз за это!
На следующие утро нас ждала дорога в другие леса и другой заповедник – «Кологривский лес». Кологрив - это город, в котором есть вокзал, но никогда не было железной дороги. Про это читайте в следующей части. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
Самые свежие фото и то, что не попало в блог смотрите в Instagram @di_artphoto и ищите skazkatravel в Telegram.