Найти тему
Ramananda

Ответственность и желание славы

Ответственность и желание славы

Ответственность означает держать ответ за свои действия и перед собой, и перед другими.

Есть два вида ответственности:

1. Когда человек просчитывает свой следующий шаг, оценивая его с позиции «а не принесет ли он духовный вред окружающим и мне самому».

Это наиболее ответственный человек. Он подобен тому, кто идет по лестнице вверх и, делая шаг на следующую ступеньку, прежде смотрит, как прочно стоит на предыдущей.

Такой преданный стремится быть честным перед гуру и Кришной и не пытается брать чрезмерную ответственность лишь из тщеславных побуждений. Предыдущий пример показывает, что, если человек пытается спешно поставить ногу на следующую ступеньку, не укрепившись на предыдущей, он просто скатится с лестницы вниз. А это значит, что он должен:

а) снова подняться, найдя силы для этого;

б) снова начать восхождение к вершине лестницы с самой первой ступеньки.

Быть может для окружающих его людей невдомек то, что он скатился с лестницы. Но в глазах Верховного Господа все будет именно так.

2. Второй тип ответственности заключается в том, что человек может совершить какую-то ошибку, глупость, но при этом, видя последствия этого неправильного поступк и то, как они угрожают высшей цели, к которой он стремится, такой преданный раскаивается и пытается исправиться. Ощутив горечь ошибок, он начинает испытывать сладость от правильных поступков.

Желание славы не дает возможности держать ответ за все, что мы совершили. Проецируя сознание во внешний мир, оно побуждает судить других, обвинять их, перекладывать на них все бремя ответственности.

При этом обусловленному сознанию невдомек, что такая модель действий еще больше закабаляет душу в царстве материи. Но если есть зрелое понимание того, что принятие ответственности — это способ ощутить себя свободным от засилья анартх, то преданный сделает все возможное, чтобы не допустить безответственности в своей жизни.

Нежелание держать перед своей совестью ответ за свои поступки — это выражение независимости пытающегося «вдохнуть полной грудью», вырвавшегося из тесных рамок правил и предписаний преданного.

Но жизнь вайдха-садхака должна быть подчинена сводам предписаний, и готовность их выполнять — это готовность избавиться от независимости. Материальная независимость — это удушающая петля материальной энергии. Духовная зависимость, начинающаяся от следования правилам вайдхи-садханы, — это внутренняя свобода динамичных чувств обожания и сладости к дражайшему Господину нашей жизни (Пранапатху).

Принятие на себя ответственности подразумевает принятие неожиданных последствий не такими, какими мы хотим их видеть.

Например, духовный учитель, принимая учеников, берет на себя ответственность, понимая, что некоторые ученики в будущем могут оступиться и перестать следовать духовным обетам. Несомненно, это проявление великого милосердия.

Давая саньясу своим молодым ученикам, Прабхупада прекрасно понимал, что далеко не все смогут следовать строгим обетам саньясы всю свою жизнь, но он шел на риск, беря на себя ответственность за свои действия, ради распространения миссии сознания Кришны по всему миру.

Беря на себя такую ответственность, Шрила Прабхупада показывал глубокое смирение перед волей Шри Чайтаньи.

Что же делать, если наше решение оказалось не правым? И в этом случае мы должны взять на себя неблагоприятные последствия этого решения: быть ответственным за них. Ответственность подразумевает четкое видение своей позиции, неуклонность веры.

Если преданный испытывает внутренний конфликт, то возникает вопрос, какую из конфликтующих сторон он должен отстаивать: желание духовно развиваться или желание наслаждаться материей? Внутренний конфликт — это столкновение равноценных желаний; и его терзания — это неумение или нерешимость сделать выбор в определенную сторону. В таком двойственном положении трудно быть ответственным. Необходимо разрешить конфликт, убрав тем самым препоны, мешающие проявлять ответственность.