Монтаж металлочерепицы часто сравнивают с игрой в конструктор, что следует расценивать не более чем маркетинговый ход. На самом деле укладка металлочерепичных листов – вовсе не детская забава. Нарушение технологий монтажа приводят к необратимой деформации и другим дефектам кровельного покрытия.
Впрочем, бывает, что проблемы с кровлей возникают из-за неудачного выбора материала, а также вследствие ошибок, допущенных при возведении стропильной конструкции или устройстве подкровельной изоляции. Металлочерепичные листы нужно приобретать у надежных производителей или у их официальных дилеров. Оформленные документы (чек, счет-фактуру, технический паспорт и прочие) необходимо хранить в течение, по меньшей мере, гарантийного срока. Поясним: металлочерепицу производят из кровельной рулонной стали. Такая продукция имеет многослойную структуру. Основой служит стальная лента в цинковой «броне», то с двухсторонним слоем коррозионностойкого цинка толщиной 14 мкм. Оцинковку пассивируют, то есть обрабатывают с целью улучшения сцепления цветного металла с акриловой грунтовкой. С лицевой стороны на грунтовку наносят защитно-декоративный полимер (полиэстер, пурал, пластизол, полидифторит), а изнанки – акриловым лаком или другим лакокрасочным полимерным составом.
Рулоны кровельной стали закупают компании-профилировщики. В производственных цехах на автоматизированном прокатном оборудовании материал профилируют и нарезают на панели (листы) определенного размера. Профиль может иметь различную конфигурацию, но металлочерепицей называют только с листы с характерным волнообразным рельефным рисунком. Правда, на рынке присутствуют модели под черепицу «бобровый хвост» и другими черепичными мотивами, но они используются сравнительно редко.
Современные прокатные станы с электронной системой управления и контроля качества обеспечивают буквально ювелирную точность геометрических параметров металлочерепичных листов. При монтаже панели плотно прилегают друг к другу, что обеспечивает, во-первых, водонепроницаемость кровельного покрытия, а также создает образ классической черепичной крыши.
Однако популярный материал привлекает недобросовестных умельцев. Полукустарные «конторы» приобретают изношенные станки, на которых «штампуют» дешевую оцинкованную сталь. Затем на профилированную оцинковку наносят акриловую краску. Подделки выставляют на продажу по «очень привлекательным» ценам. Но мнимая экономия дорого обходится легковерным покупателям. Нередко кровельные панели из одной партии отличаются по цвету. Через год такая металлочерепица теряет цвет и начинает шелушиться.
На совершенно новом доме побелела металлочерепица. Трудно определить, чем покрасили профилированные листы на этот раз. Ясно одно – на оцинкованные панели из краскопульта нанесли некий цветной состав, который не продержался и одного сезона. Пока стальной основе ржавчина е не грозит – от коррозии металл защищает оцинковка. Правда, в лучшем случае всего несколько лет, так как нет никакой уверенности, что толщина цинкового слоя соответствует действующим нормам.
На момент фотосъемки к техническому состоянию кровельного покрытия на было претензий, чего нельзя сказать о внешнем виде кровли. В панели из одной партии отличаются по окраске, а это серьезный дефект, а также наглядное доказательство низкого качества материала.
Низкосортные металлочерепичные листы геометрически отличаются друг от друга. Из-за несовпадения стыков на кровле образуются неэстетичные борозды и щели, что приводит к образованию многочисленных протечек. Ситуация усугубляется, если для крепления панелей используют не фирменные саморезы с прокладками из атмосферостойкой резины, а совершенно неподходящие крепежные изделия.
При устройстве кровли скатной крыши использовали контрафактную металлочерепицу, которую в кустарных условиях покрасили низкосортной акриловой краской. Через несколько месяцев кровельное покрытие стало шелушиться. Лицевой слой смыло дождем, и теперь на скатах сереет оцинковка.
Надежность, долговечность и внешний вид металлочерепичного покрытия зависит от толщины стали. Качественная продукция изготавливается из стальной ленты толщиной не менее 0,5 мм. Такой материал хорошо противостоит механическим нагрузкам – выдерживает груз снеговых шапок, ураганные ветры, а также передвижение кровельщиков во время монтажа и обслуживании скатной крыши. Вместе с тем контрафактная черепица часто имеет толщину всего 0,4 мм. После первой же снежной зимы «жестяная» кровля деформируется и приходит в негодность.
Для устройства кровельного покрытия использовали тонкие металлочерепичные толщиной всего 0,4 мм. В первую же зиму сугробы в ендовах и на карнизных свесах смяли не только кровельное покрытие, но и фасонные изделия, в частности, ендовые планки.
Металлочерепица по праву считается высокотехнологичным материалом. Монтаж ведется ускоренными темпами, при условии, что скатная крыша имеет простую форму. Многочипцовые конструкции требуют больше времени и затрат труда. На сложных крышах доля бросовых отходов, то есть, по сути, бесполезных обрезков, достигает 70%. К тому же металлочерепица весьма чувствительна к дефектам кровельной системы. Даже незначительная кривизна скатов отражается на внешнем виде и состоянии металлочерепичной кровли.
Обрешетка, то есть деревянные бруски, прибитые к стропилам в поперечном направлении с определенным шагом, должны находиться в одной плоскости. Мало того, важно добиться, чтобы скаты точно примыкали друг к другу. Иначе, весьма проблематично обеспечить качественный монтаж металлочерепицы.
Кровельщики не учли геометрический изъян металлочерепичных панелей и не произвели соответствующей корректировки. В результате при монтаже кровельного покрытия образовались бороздки, которые не только разрушают образ единой черепичной кровли, но и чреваты протечками, то есть в этих «полосках» не обеспечена герметичность стыков профилированных стальных листов.
Стропильную конструкцию крыши возвели без учета естественной усадки сруба из оцилиндрованного бревна. В результате перекоса скатов стыки металлочерепичных листов разошлись между собой, сто привело к возникновению множественных протечек.
На этой крыше кровельное покрытие смонтировали с грубыми нарушениями. Стропильную конструкцию мансардной крыши не выровняли. Обрешетку прибили к перекошенным стропилам на глазок, то есть без предварительной разметки. При монтаже металлочерепичных листов саморезы местами вкрутили не по инструкции, то есть не по линии на 10 см ниже горизонтального гребня (во впадину волны). Кровля изобилует щелями как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. К тому же здесь не установили фасонные изделия: карнизные и торцевые капельники, планки перелома (примыкания нижней и верхней плоскостей скатов мансардной, ломаной, крыши).
На этой крыше уложили «разномастные» металлочерепичные листы, то есть панели различающиеся по интенсивности окраски (разного оттенка коричневого цвета). При монтаже кровельщики передвигались по кровельному покрытию в грязной грубой обуви, что привело к появлению потертостей и царапин, то есть потенциальных очагов коррозии. Конек, хребты и ендовы оставили открытыми в то время, как инструкция предписывает устанавливать коньковые и ендовые планки безотлагательно – сразу по завершению монтажа определенного сегмента кровельного покрытия. Теперь дождь затекает под металлочеерепичную кровлю, что негативно сказывается на состоянии деревянной стропильной конструкции скатной крыши.
Эта кровля так и не обрела черепичную целостность и завершенность. На стыках образовались выпуклые бороздки, которые выдают геометрический дефект стропильной конструкции и несоблюдение технологических требований по монтажу металлочерепицы. К тому же неправильно установлена планка примыканий, закрывающая стык кровельного покрытия козырька над крыльцом и бревенчатой стены. В щели между стальной пластиной и деревянным фасадом проникает вода. Дерево не успевает просохнуть и постепенно становиться «добычей» гнилостных грибов и плесени.
Металлочерепичные листы разрезают специальными ручными или электрическими кровельными ножницами или электропилой с твердосплавными зубьями. При этом текучий цинк затягивает срез, что предотвращает коррозию металла.
Резка кровельной стали углошлифовальными машинами (болгарками) запрещено. Такой инструмент выжигает не только защитно-декоративное полимерное покрытие, но и цинковый слой. В результате получается рваный, открытый кислороду воздуха, срез, который не затягивается «текучим» цинком. В результате развивается бурная коррозия металла, разъедающая насквозь стальное кровельное покрытие. Помимо этого, разлетающиеся искры, как шрапнель, пробивают поверхностные слои, и вот эти множественные бреши представляют собой точечные очаги коррозии.
Последствия резки металлочерепичных листов углошлифовальной машиной. Ржавчина распространяется от срезанной кромки и прожженных искрами каверн на защитно-декоративном полимерном покрытии.
Из-за небрежного отношения к кровельному материалу, а также применения ненадлежащего инструмента, металлочерепичная кровля покрылась ржавчиной и практически утратила свою герметичность.
Эта кровля – настоящий паноптикум вопиющих нарушений технологии устройства кровельной системы и их последствий. Прежде всего, следует указать на недостаточное утепление скатной (мансардной) крыши и, судя по общему состоянию объекта, безграмотный монтаж кровельного пирога – совокупности подкровельной тепло-, гидро- и пароизоляции. Как бы то ни было, но теплопотери через крышу огромные, о чем свидетельствует обледеневшая кровля, причем столбик уличного термометра не опускался ниже – 8 оС. Теплый и влажный поток воздуха поднимается из отапливаемого пространства дома, выходит наружу и сталкивается с холодным фронтом. В результате образуются конденсационная влага, которая сразу же замерзает. Металлочерепичные модули местами не закреплены к обрешетке. Углы листов приподняты относительно плоскости скатов. Стыки соседних панелей неплотные. Сквозь щели затекает вода и заметает снег. В довершении всего, крупные участки металлочерепичного покрытия разрушены ржавчиной.
Подписывайтесь на наш канал и ставьте лайки