Интересы производителей и потребителей в Волгоградской области не совпадают. Подтверждает это предположение исследование, которое провели журналисты информагентства Волгоград News. Оно связано с розничным рынком и продукцией, которая на ней представлена. Волгоградская область — один из российских регионов, где провозглашается исключительно трепетное отношение к производителям. Им даются разные возможности для сбыта — для них открыты двери торговых сетей, они вправе рассчитывать на различного рода поблажки, будь то кредитные льготы или налоговые каникулы.
В итоге, что должны получить рядовые обыватели? Верно - качественную местную продукцию на прилавках магазинов. Проверить это решили журналисты издания, при этом выбрали определенный сегмент потребительского рынка в Волгограде — овощной. Каждый ритейлер, присутствующий в регионе, имеет схожие ассортиментные матрицы. Каждый предлагает определенный набор товаров покупателям, но производители могут быть совершенно разные.
Как выяснилось, овощной «прилавок» сетевых магазинов в городе — не исключение. Сейчас, в зимний период, волгоградцы не жалуются на ассортиментный дефицит — картофель, морковь, капуста разных сортов и видов, лук, чеснок, болгарский перец, свежие огурцы и томаты, редька — это лишь основной перечень овощного разнообразия, предлагаемого покупателю. В отдельных магазинах можно встретить и совершенно экзотические наименования овощей, и, кстати, они тоже пользуются спросом.
Выращиваются эти овощи, судя по данным, которые магазины предлагают для покупателей в качестве информации о товаре, где угодно. Картофель - в Уфе, морковь — в Саратовской области, лук - в Самарской, капуста — в Астраханской...Покупателю без разницы, какой производитель предлагает свои овощи, главное, чтобы они были качественными и доступными по цене. Но есть и обратная сторона медали — а как же поддержка местных производителей? Где же овощи и фрукты от волгоградских фермеров и овощеводов, получающих от областных и муниципальных властей различные профиты для развития своего производства?
Неужели чиновничьих потуг так и не хватило, чтобы обеспечить сельхозпроизводителей как минимум маршрутом к ритейлерам, принимающим овощную продукцию на реализацию? Оказывается, сами овощеводы и фермеры не столь патриотичны и ищут возможность не только накормить потребителей, но и получить с этого финансовую выгоду. Вторая задача приоритетнее.
В беседах с фермерами, работающими на территории Городищенского района, журналисты ИА Волгоград News узнали — да, большинство пользуются льготами и возможностями, которые предлагаются для сельхозпроизводителей, берут льготные кредиты в банках для развития личного подсобного хозяйства, заручаются поддержкой региональных комитетов и ведомств. При этом сами производители считают, что за последние годы отношение к фермерам значительно улучшилось, появились удобные возможности развития, есть рынки сбыта, есть помощь властей. Но при этом каждый видит итогом своих трудов получение значимой прибыли.
Заработать на реализации овощей через волгоградские торговые сети — сложно. Магазины принимают овощи буквально по бросовой цене, при этом высоки требования к качеству. Ситуация повторяется из года в год, и фермеры определили для себя удобные варианты — свою продукцию они продают в других регионах страны. Происходит это поэтапно. Большая часть овощей реализуется до нового года — овощи всегда востребованы, они в цене, их охотно скупают на тех условиях, которые выгодны волгоградским фермерам. А после новогодних праздников на некоторое время — месяц-два, овощеводы приостанавливают реализацию. При этом в хранилищах у них находятся тонны самых отборных овощей.
Примерно с марта начинается и их реализация. Овощи отгружают десятками тонн прямиком с овощехранилищ в города России по нескромным ценам. В этом заключается возможность фермеров заработать, чтобы хватило на посадки весной, на заграничный отдых, на новые личные машины и другие прелести жизни. При этом в волгоградские торговые сети свою продукцию они почти не предлагают — много сложностей с документами, с оформлением, почти всех без исключения не устраивает цена, по которой ритейлеры готовы принять овощи.
Вот и получается, что Волгоградская область, хоть и славилась тем, что считалась «огородом» страны, своих земляков накормить овощами не может. И даже не пытается...