14,6K подписчиков

Необычные модификации знаменитого Boeing 747

47K прочитали

9 февраля легендарный «Джамбо» отмечал юбилей — 50-летие первого полёта. Boeing 747 стал первым широкофюзеляжным пассажирским реактивным самолётом и существенно повлиял на развитие авиационных перевозок. Полёты стали дешевле и доступнее для бóльшего числа людей. Но сегодня хочется рассказать не о привычном нам применении 747-го, а о необычных проектах на его базе.

Первый полёт Boeing 747. 9 февраля 1969 года. Фото: Boeing
Первый полёт Boeing 747. 9 февраля 1969 года. Фото: Boeing

Самолёт-заправщик KC-747

В середине 1970-х годов Министерство обороны США провело конкурс проектов в рамках программы Advanced Tanker/Cargo Aircraft (ATCA). Перед участниками ставилась задача разработать более вместительный самолёт-заправщик, чем активно эксплуатировавшийся Boeing KC-135 Stratotanker. В финал вышли 2 компании — Douglas c проектом на базе DC-10 и Boeing со своим 747-м.

KC-747 заправляет стратегический разведчик Lockheed SR-71 Blackbird. Фото: airway.uol.com.br
KC-747 заправляет стратегический разведчик Lockheed SR-71 Blackbird. Фото: airway.uol.com.br

Во время испытательных полётов заправщик KC-747 (встречаются обозначения KC-33A и KC-25) показал отличные результаты. Тесты проводились с различными самолётами, включая стратегического разведчика Lockheed SR-71 Blackbird. Но военные выбрали более дешёвый Douglas KC-10 Extender. Единственный построенный экземпляр KC-747 был продан Ирану в 1977 году, где эксплуатируется и поныне.

Носитель для шаттлов Boeing 747 SCA

С началом программы Space Shuttle у NASA возникла необходимость в самолётах-носителях, которые должны могли бы доставлять космические челноки от места сборки или посадки к стартовым площадкам на космодромах. Лучшим вариантом посчитали серийный Boeing 747. В 1976 году у авиакомпании American Airlines выкупили лайнер и переоборудовали на заводах Boeing. Самолёту был присвоен номер N905NA.

Boeing 747-100 N905NA (на переднем плане) и Boeing 747SR-46 N911NA в полёте. Фото: Public Domain
Boeing 747-100 N905NA (на переднем плане) и Boeing 747SR-46 N911NA в полёте. Фото: Public Domain

Всего же у NASA было два носителя на базе «Джамбо». Второй — с номером N911NA — приобрели у Japan Airlines. Сегодня оба самолёта не эксплуатируются и их можно увидеть в музеях.

Пожарный самолёт Boeing 747 Supertanker

На базе Jumbo Jet создан самый большой пожарный самолёт в мире. Boeing 747 Supertanker, модифицированный компанией Evergreen International Aviation, берёт в свои танки 70 000 литров воды или раствора антипирена. Всего было переоборудовано 3 самолёта. Первый Supertanker поднялся в воздух 19 февраля 2006 года.

Boeing 747 Supertanker тушит лесной пожар. Фото: Courtesy Photo
Boeing 747 Supertanker тушит лесной пожар. Фото: Courtesy Photo

Сегодня в эксплуатации остался лишь один пожарный «Джамбо», который летает под флагом компании Global SuperTanker Services. Последняя его операция — тушение пожаров в Северной Калифорнии в ноябре 2018 года.

«Самолёт судного дня» E-4B «Nightwatch»

В 1973 году по заказу Министерства обороны США началась разработка нового «самолёта судного дня» — воздушного командного пункта на случай ядерной войны — для замены устаревшего Boeing EC-135. За основу взяли лайнер Boeing 747-200B. «Новый» самолёт получил обозначение E-4B «Nightwatch» (в переводе с английского — «ночной дозор»). Его оснастили средствами защиты от поражающих факторов ядерного взрыва, а также множеством специальных систем связи. Уже в 1974 году первый Boeing E-4B прибыл на авиабазу Эндрюс и заступил на дежурство.

Boeing E-4B «Nightwatch» Фото: afhra.af.mil
Boeing E-4B «Nightwatch» Фото: afhra.af.mil

ВВС США сегодня используют 4 самолёта «Nightwatch». Один из них находится в постоянной готовности и может при необходимости взлететь в течение нескольких минут. Надеюсь, что такой необходимости не возникнет.

Dreamlifter

С началом производства Boeing 787 Dreamliner компания столкнулась с проблемами логистики. Доставка частей самолёта морем занимала слишком много времени и Boeing обратили свой взгляд на воздушный транспорт. В 2003 году началась разработка широкофюзеляжного «грузовика», который мог бы перевозить негабаритные фрагменты конструкции Dreamliner. За основу взяли, как вы уже догадались, «Джамбо» (модификацию 747-400). Новый самолёт назвали Boeing 747 Dreamlifter — прямая отсылка к его назначению. Первый полёт выполнил в 2006 году.

Boeing 747 LCF Dreamlifter. Фото: Scott Wright @ Flickr
Boeing 747 LCF Dreamlifter. Фото: Scott Wright @ Flickr

Грузовой отсек был заметно увеличен, в результате чего Dreamlifter напоминает Aero Spacelines Super Guppy и Airbus Beluga. Всего было переделано 4 подержанных 747-400 и в данный момент все они эксплуатируются.

Летающая обсерватория SOFIA

Эта модификация, на мой взгляд, — самое интересное нестандартное использование Jumbo Jet. В 1997 году NASA сообщило, что определилось с основным самолётом для проекта стратосферной обсерватории инфракрасной астрономии (Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy, SOFIA). Для размещения телескопа системы Кассегрена выбрали Boeing 747SP. Проект стоимостью 484 миллиона долларов был рассчитан на 10 лет. Модификация «Джамбо» осуществлена совместными усилиями компаний Raytheon E-Systems и American Airlines.

SOFIA в полёте. Фото: SOFIA Science Centre
SOFIA в полёте. Фото: SOFIA Science Centre

Первые снимки с телескопа SOFIA были получены в 2010 году. На данный момент эта летающая обсерватория находится в активной эксплуатации, помогая учёным в исследовании Вселенной.

Boeing YAL-1

Ещё в 1975 году в США начались исследования по разработке авиационной лазерной системы. Боевой лазер, установленный на самолёте, должен был сбивать объекты в воздухе — ракеты или беспилотные летательные аппараты. Проект на базе Boeing NC-135 (модификация самолёта-заправщика Boeing KC-135 Stratotanker) окончился в 1984 году. Но в начале 2000-х годов интерес к «летающему» лазеру возобновился. Для доработки взяли Boeing 747-400F и установили в носовой части химический лазер. Получившийся самолёт получил обозначение YAL-1.

Boeing YAL-1 в полёте. Фото: US Missile Defense Agency
Boeing YAL-1 в полёте. Фото: US Missile Defense Agency

В 2010 году во время испытаний лазера в полёте YAL-1 смог уничтожить баллистические ракеты на твёрдом и жидком топливе. Но стоимость проекта оказалась слишком высокой и в 2011 году все работы свернули. Единственный Boeing YAL-1 был утилизирован в 2014 году.

Pratt & Whitney Boeing 747SP Testbed

Любой производитель авиационных двигателей перед запуском серийного производства выполняет массу тестов. В том числе и устанавливая новый двигатель в качестве дополнительного на летающий испытательный стенд. Не стала исключением и компания Pratt & Whitney Canada, которая в 2002 году приобрела Boeing 747SP и стала использовать его для тестов своих новых турбовентиляторных двигателей. Самолёт был доработан — с правой стороны в верхней части фюзеляжа установили специальное крепление.

Pratt & Whitney Boeing 747SP Testbed. Фото: ainonline.com
Pratt & Whitney Boeing 747SP Testbed. Фото: ainonline.com

На сегодня у компании уже два таких переоборудованных «Джамбо», которые активно эксплуатируются. Например, в рамках разработки ТВРД Pratt & Whitney PW1000G, который выбран в качестве одного из вариантов двигателей для российского Иркут МС-21.

Pratt & Whitney Boeing 747SP Testbed в полёте. Фото: skiesmag.com
Pratt & Whitney Boeing 747SP Testbed в полёте. Фото: skiesmag.com

Юбиляр получился достаточно универсальной платформой для различных доработок — от заправщика до летающего телескопа. И это лишь те проекты, которые были воплощены. О том, что «осталось на бумаге», мы поговорим в одной из следующих статей.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!
__________________
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту — main.aerodrome@gmail.com