НПО как субъект антикоррупционной экспертизы

Текст: Олег Папаскири

Текст: Олег Папаскири Проблема борьбы с коррупцией является актуальной и важной в любом, даже самом развитом правопорядке.

Проблема борьбы с коррупцией является актуальной и важной в любом, даже самом развитом правопорядке. Главным документом, который определяет политику государства в данной области, является один или несколько законов, которые институционализирует соответствующие понятия, механизмы и процедуры.

В Абхазии таким документом является Закон Республики Абхазия "О противодействии коррупции" от 18 ноября 2015 г. (далее — Закон). Он устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, а также направлен на защиту прав и свобод граждан, обеспечение национальной безопасности и эффективной деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц.

В нем определено содержание термина «коррупция», под которым понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом (в своих интересах или в интересах юридического лица) своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Следует обратить внимание на принципы борьбы с коррупцией, среди которых:

- признание, обеспечение и защиту основных прав и свобод человека и гражданина;

- законность;

- публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

- неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

- приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

- обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

- сотрудничество государства с институтами гражданского общества и физическими лицами.

Таким образом, НПО как ключевые институты и субъекты гражданского общества на законодательном уровне уполномочены быть полноценными участниками антикоррупционных процессов.

Одним из непосредственных предусмотренных Законом полномочий НПО в данной сфере является право на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Институты гражданского общества, политические партии и граждане могут в порядке, предусмотренном законодательством Республики Абхазия, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Однако специального нормативного документа, определяющего порядок проведения экспертизы такого вида, в Абхазии так и не было принято. Методические рекомендации для независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проводимой неправительственными организациями, также не утверждены, однако вполне допустимо воспользоваться советующими документами, которые были приняты для использования в рамках экспертиз, проводимых Министерством Юстиции Республики Абхазия и Генеральной Прокуратурой Республики Абхазия.

В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

Коррупциогенными факторами считаются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность (не)обоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие (не)определенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

Кроме «антикоррупционной экспертизы», еще одним методом профилактики коррупции Закон определяет процесс «формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению».

Это направление также открывает возможность неправительственному сектору Абхазии проводить систематическую и комплексную работу среди различных групп населения по укреплению правосознания и гражданской активности.

Таким образом, в области борьбы с коррупцией неправительственные организации имеют законодательно закрепленную возможность реализовать свой потенциал в двух направлениях: это «независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов» и просветительская и образовательная деятельность, направленная на формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

Примечание редакции: Еще до принятия Закона ЦГП осуществил проверку ряда законов на коррупциогенность. Об этом можно прочитать в сборнике «Проблемы системы государственного управления в Абхазии».