Найти в Дзене
Нахаловка Ростовская

Мастерство карманной тяги

Давно канули в лету легендарные ростовские воры-марвихеры, но нет-нет, да и не досчитается хозяйка кошелька или чиркнут у зазевавшегося фермера по карману лезвием. Но как же работают карманники? «Нахаловка» продолжает публикацию глав из новой книги историка и писателя Сергея Кисина «Папа в колыбели», посвященной ростовским ворам и великим сыщикам Это в нынешней молодежной субкультуре выражение «пальцы веером, сопли пузырем, десны в волосьях, на зубах колючки, на ногах фиги» означает демонстративную заносчивость, наглость, «быковатость» человека. В начале ХХ века в Ростове держать «пальцы веером» было профессиональным признаком хорошего карманника-щипача. Еще во времена Ваньки Каина опытные карманники учили молодежь правильно держать пальцы «гузкой», чтобы отточенным движением ловко выудить у жертвы присмотренную вещь без «ошмалаша». Пальцы – главный инструмент щипача, их берегли и лелеяли. Еще у юного «звонка» наставники-«козлятники» внимательно осматривали руки. Если пальцы длинные,

Текст: Сергей Кисин. Фото: wikipedia.org.
Текст: Сергей Кисин. Фото: wikipedia.org.

Давно канули в лету легендарные ростовские воры-марвихеры, но нет-нет, да и не досчитается хозяйка кошелька или чиркнут у зазевавшегося фермера по карману лезвием. Но как же работают карманники? «Нахаловка» продолжает публикацию глав из новой книги историка и писателя Сергея Кисина «Папа в колыбели», посвященной ростовским ворам и великим сыщикам

Это в нынешней молодежной субкультуре выражение «пальцы веером, сопли пузырем, десны в волосьях, на зубах колючки, на ногах фиги» означает демонстративную заносчивость, наглость, «быковатость» человека. В начале ХХ века в Ростове держать «пальцы веером» было профессиональным признаком хорошего карманника-щипача. Еще во времена Ваньки Каина опытные карманники учили молодежь правильно держать пальцы «гузкой», чтобы отточенным движением ловко выудить у жертвы присмотренную вещь без «ошмалаша». Пальцы – главный инструмент щипача, их берегли и лелеяли. Еще у юного «звонка» наставники-«козлятники» внимательно осматривали руки. Если пальцы длинные, то путь в карманники или в музыканты. Движениям и положению пальцев уделялось особое внимание. Щипач должен быть крайне осторожен и рассудителен, работая среди множества людей. Малейшее неточное движение, и можно не надеяться на снисхождение.

Пойманного вора с удовольствием лупили смертным боем, а то и ломали руки – самый главный инструмент (в рабоче-крестьянской милиции были гуманее – ломали всего лишь пальцы). Поэтому шлифовка навыков велась постоянно, начиная с «воровской школы» для подростков и до самого ухода на заслуженный отдых. Найти в Ростове курящего, а тем более пьющего щипача было невозможно – рука может подвести в ответственный момент. Никогда они не наносили на руки татуировок. Это уже в советское время лихости ради недалекие карманники в зоне делали себе татуировки в виде паука или жука, что было совершенно нелепо, ибо как раз по ним любой обыватель мог опознать меченую угрозу. Зачастую работающие в приличных местах «светские» крадуны носили перчатки, оберегая руки и не давая им терять чувствительность.  

Инструмент щипача
Инструмент щипача

Следует понимать: хороший щипач – элита и «сливки» уголовного мира, его холит и лелеет сама «хевра». Несложно подсчитать. Опытный «медвежатник» может заломать одного «мишку» за несколько месяцев: требуется подготовка, сбор сведений, переезд на «клей», наблюдение, приобретение необходимых инструментов и пр. Яркие мошенники не вылезают из своих нор чаще раза в месяц. Серьезные «домушники» или «городушники» редко когда «подламывают» дома, квартиры, магазины чаще одного раза в неделю. Даже не особо разборчивые «скокари» не могут частить, ибо любой «скок» тут же увеличивает концентрацию полиции и стражников в угрожаемом районе. «Хевра» же кушать хочет ежедневно. И тут к ее услугам как раз щипачи, которые гуляют по маршруту как постовые – каждый божий день. 

По подсчетам профессора Александра Гурова, в среднем профессиональный щипач за месяц совершает не менее двадцати пяти карманных краж. При этом лишь в пяти случаях из ста жертвы догадываются о совершаемой у них краже. Раскрываемость же подобных краж осталась неизменной за столетия – от 1 до 15%. То есть именно ростовский щипач являлся настоящей almamaterпрожорливой Богатяновки, и его особенно берегли ее «боги» и «мазы».

-3

Продолжение читайте на сайте nahalovka.ru >>>