Найти тему

«Царь и Великий князь Российский Иван Васильевич. Премудрый и храбрый государь…». Не Грозный и не the Terrible

202 прочитали
Иван Грозный. Парсуна. XVII в. Экспонируется на экспозиции "Образ Ивана Грозного в живописи" музея-заповедника "Александровская слобода"
Иван Грозный. Парсуна. XVII в. Экспонируется на экспозиции "Образ Ивана Грозного в живописи" музея-заповедника "Александровская слобода"

До наших дней дошло не более 100 парсун. Три из них хранятся в музее-заповеднике «Александровская слобода». Две парсуны (Ивана IV и Алексея Михайловича) поступили в музей в 1920-х годах после ликвидации Успенского монастыря советской властью. Но как они попали в монастырь – остается загадкой. Архивные поиски ответа не дали. Вполне возможно, что они были переданы из находившегося в Александровой Слободе дворца царя Федора Алексеевича, любившего свою загородную резиденцию и ежегодно ее посещавшего своим богомольным шествием во все годы своего царствования (1676-1682).

Термин "парсуна" первоначально означал то же, что "персона", то есть просто станковый портрет. Учитывая то, что лишь на Стоглавом соборе 1551 г. было разрешено изображать на иконах людей, создаваемые иконописцами парсуны стали переходом от иконы к портрету.

Две указанные парсуны музейного собрания относятся к серийным изображениям русских государей. Среди них одними из первых стали миниатюры Большой государственной книги «Титулярника», созданного в Посольском приказе и поднесенного царю Алексею Михайловичу в мае 1672 г. Серийные переходные портреты были вызваны к жизни потребностью прославления добродетелей правителей России.

Смысл серии раскрывался полностью лишь в совокупности всех составлявших ее портретов, создававшей сводный суммарный образ правителя. Отдельные изображения в серии соотнесены друг с другом общностью замысла и общего содержания. Каждое лицо раскрывало одну из ипостасей идеального властелина. На портрете Ивана Грозного был, видимо, сделан акцент на том, что он был первым русским царем («Первый венец восприял»). На это указывает изображение царского венца имперского типа. Навершие в виде фантастической, преувеличенной в размерах императорской короны было дописано уже в XVIII в.

При написании ликов давно усопших великих князей и первых царей изографы могли полагаться лишь на собственную фантазию. Поэтому в серийных парсунах основную роль играло не портретное сходство, а сопровождавшие их подписи. Они нередко позволяют уточнить датировку портретов, дают информацию о портретируемом, а также представляют значительный научный интерес как исторические памятники.

До наших дней дошло не более 100 парсун. Три из них хранятся в музее-заповеднике «Александровская слобода».-2

На музейной парсуне Ивана Грозного есть бандероль с текстом: «Царь и Великий князь Российский Иван Васильевич. Премудрый и храбрый государь. Царь царства три Казанское, Астраханское, Сибирское победив, державе своей покори много и шведов победиши. много россиян в плене возвраты. Первый Венец Восприял».

Он аналогичен тексту на портрете Ивана Грозного из живописной серии Коронного зала Оружейной палаты: «Иоанн 4й снъ Василия Третьяго; Царь и Великий Князь Российский: премудрый, и храбрый Гдрь, царства три. Казанское. Астраханское. и Сибирское победив. державе своей покори много, и шветов. преславными победами устраши, тьмочисленый российский плен возврати, первый титул и венец царский прият; преставися в лето 1584 г.».

Когда же были написаны музейные парсуны из серийного ряда? Проведенные технико-технологические и палеографическая экспертизы позволяют нам утверждать, что изображения Ивана IV и Алексея Михайловича были сделаны в конце XVII в. Учитывая то, что серия начиналась с первых русских князей и заканчивалась на последнем усопшем правителе, можно не без основания предположить, что эти парсуны были выполнены при царе Федоре Алексеевиче. А принимая во внимание качество холста, масляных красок и художественные приемы, можно говорить о том, что они могли быть выполнены изографами Оружейной палаты.

Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.

Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.