Найти тему
ГЛАЗАМИ ЗНАНИЯ

Высшая потребность

Оглавление

В чем смысл жизни?

Любое разумное существо в этом мире задумывается: “Зачем я живу?” С незапамятных времен этот вопрос мучил умы величайших людей. Были среди них и такие, для кого поиск ответа стал жизненно необходимым, например Лев Николаевич Толстой. В своей “Исповеди” он пишет, насколько остро нуждался в том, чтобы найти смысл жизни, и, не находя его, опасался, что может совершить самоубийство. Он думал, что, если нет никакой высшей цели, будет логично сбросить с себя тягость бессмысленной жизни. А ведь в то время у него было всё, к чему обычно стремятся люди: семья, признание читателей и деньги. А вот что пишет Михаил Юрьевич Лермонтов в своем романе «Герой нашего времени»: “Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший свет жизни.”

Необходимо пытаться понять: зачем я живу, в чем смысл моей жизни? Что побуждает меня ежедневно совершать столько разных действий? Для кого? Для тех, к кому привязан, то есть для родных и близких, друзей, земляков, Родины и так далее? Жизнь должна быть посвящена кому-то, она теряет всякий смысл, если не с кем поделиться любовью и счастьем.

К примеру, если представить, что некто построил для одного человека огромный город с множеством дворцов, садов с озерами, фонтанов… и все это только для его удовольствия, потому что он единственный житель этого города. Будет ли он счастлив? Сможет ли он один наслаждаться всем? Если такой «счастливчик» окажется там, у него возникнет непреодолимое желание, чтобы появился хотя бы еще один человек, вместе с которым он насладится всем изобилием! Если подумать над этим больше, то становится ясно, что этому человеку нужно не само богатство, но возможность сделать другого человека счастливым, поделиться с ним.

«Человек мыслит – так он создан. Ясно, что он должен мыслить разумно. Разумно мыслящий человек прежде всего думает о том, для какой цели он должен жить». (Блез Паскаль)

Высшая потребность

-2

Наблюдая за жизнью окружающих людей, изучая историческое и литературное наследие, можно прийти к выводу, что любить и как следствие служить и заботиться – это стремление каждого живого существа, будь то обычный смертный или святая душа. Даже животные и растения нуждаются в этом. Потребность любить неотделима от всего живого, как неотделимы тепло и свет от огня. В этом и есть суть жизни, в готовности не щадить себя ради тех, кого любишь, работая для них день и ночь, будучи готовым пожертвовать ради них даже самой своей жизнью. Так что, какими бы ни были внешние облики живых существ, у всех них есть одно объединяющее качество - потребность любить.

«Не быть любимым - это всего лишь неудача, не любить - вот несчастье». (Камю)

Продолжим исследование. Сколько можно прожить без пищи? Несколько недель. Сколько можно прожить без воды? Говорят, до 7 дней. Сколько человек может прожить без воздуха? Одну или две минуты. Теперь самый главный вопрос: а сколько человек будет жить без малейшей надежды на счастье? Мудрецы говорят, как только человек понимает, что у него нет надежды на счастье, он тут же лишается смысла жизни и хочет расстаться с ней, то есть прекратить быть. Поэтому счастье - наша высшая потребность.

«Найти счастье в жизни - это смысл. Найти смысл в жизни - это счастье»! (Владимир Владимирович Колечицкий, журналист, писатель, «Запретные плоды раздумий»)

Чья это потребность?

-3

Размышления о высшей потребности жизни приведут еще к одному очень важному вопросу: “А кто конкретно любит? Тело или душа?” Под душой подразумевается наше вечное и неизменное “я”. То есть слово “душа” указывает на полностью духовную сущность, а не на тонкие оболочки нашего материального тела - ум и разум.

Грубое физическое тело человека материально, поэтому нуждается в соответствующем питании, воде, воздухе и тепле - во всем том, из чего оно состоит. Ум также обладает материальной природой, но более тонкой. Он призывает личность строить планы по удовлетворению чувств, и очень часто потребности тела заставляют жить подобно животному даже при наличии высокоразвитых ума и разума. И, подобно животному, человек так же старается урвать свой кусок, защититься и обогреться. При этом он может жить очень утонченно и изощренно, удовлетворяя более тонкие, но все же эгоистические потребности в переживаниях любви. Но какой любви? Мирской, а потому слепой любви! Для этого чувства не важно, что испытывает любимая им личность, в центр всего оно помещает свои чувства и желания.

«Живое существо, любя другого, не помышляет о его благе. Муж любит жену, а жена любит мужа лишь ради собственного удовлетворения, так же как отец любит сына, а сын – отца. Один человек любит другого не для того, чтобы сделать его счастливым, а чтобы осчастливить самого себя». (Великий мудрец Ягьявалкья сказал Майтре, «Брихад-араньяка Упанишад», 2.4.5)

Такой эгоизм делает любимого несчастным. А если любимый объект не отвечает взаимностью, то есть не удовлетворяет вожделение «любящего», то он становится ненавистным ему. Поэтому говорят, что от такой “любви” до ненависти один шаг.

Даже если исполнить все прихоти ума и тела, все равно останется чувство неудовлетворенности, иногда такой острой, что невозможно жить. Человек осознает, что ему чего-то не достает, и это «что-то» очень важное, главное. Поэтому он начинает поиски, вновь перебирая в уме возможные источники счастья. Но это не облегчает его страданий до тех пор, пока он стремится удовлетворить лишь свои материальные желания. Потому что, если заботиться о “клетке” тела, но забыть о птице, живущей в клетке, то есть душе, то птица умрет. Человек - нечто большее, чем то, что он видит в зеркале, в котором не отражается скрытая от его глаз душа, другими словами, сама личность, духовная сущность, чья природа - любить. Поэтому речь идет не о мирской любви (и даже не о платонической), воспетой обычными поэтами, а о высшей, духовной любви…

Счастье любви - это высшая потребность каждого.

Все живые существа духовны по своей природе и любовь, которую они ищут, так же духовна.

Продолжение следует...

ОМ ТАТ САТ.

Автор статьи: Дхаранидхара дас, 46 лет, 30 лет изучения Вед. в традиции гаудия вайшнавов.

Данная статья - это первая глава книги "Тайна тайн".