Сегодня весь мир празднует день одного из самых удивительных и «живых» видов искусства! 27 марта — Всемирный день театра.
Безумно люблю театр! По количеству «мурашек» этот вид искусства может соревноваться только с музыкой. Ну, а, учитывая, что театр без музыки немыслим (за редкими «клиническими» исключениями), то он даже лучше музыки, раз включает ее в себя:)
Собрала небольшой ТОП правил и нюансов, которые будет полезно узнать именно ПЕРЕД походом в театр.
Вот он:
Антреприза (от фр. «entreprise, entreprendre») — «предприятие», «предприниматель», «антрепренер».
Это абсолютно коммерческий театральный "проект". Ну то есть цель его простая - заработать (что, конечно, не отменяет наличия ИНОГДА и других, более высоких задач). Для реализации этой цели подбирается "временная" труппа.
Несколько признаков антрепризы:
- наличие как минимум одного медийного лица в числе актеров - залог успеха, поскольку "продать" такой спектакль значительно проще;
- кричащая афиша. Непременно с тем самым лицом, упомянутым выше. Иначе все пропало - продаж не будет и "предприятие" провалится;
- кстати: в итоге не факт, что на сцене Вы увидите именно того артиста, который был заявлен в афише — несколько раз лично в этом убеждалась.
- длина "жизни" такого спектакля небольшая - в течение одного гастрольного тура (об исключениях - внизу статьи).
Качество антрепризной постановки под сомнением по ряду объективных причин: «клепаются» они, как правило, очень быстро, потому что, во-первых, все актеры - приглашенные, а это значит, что собрать их вместе на одной репетиции будет для режиссера тем еще квестом (если только это не моноспектакль). Во-вторых, вообще "времени мало - скоро лето, сезон".
Потому понятно почему
...в театральном сообществе России слово "антреприза" считается ругательным...
И тут я согласна с большинством. Хотя опыт у меня был свой и, возможно, довольно специфический, как у жителя курортного города: кроме того, что приходилось видеть не очень качественные постановки, так еще и не очень трезвых артистов.
Раньше думала, что дело в том, что провинциальный зритель кажется столичным актерам не таким требовательным и искушенным, чтобы как-то уж особенно выкладываться. Сейчас склоняюсь к тому, что тут, возможно, что-то другое - более насущное, что ближе "к телу" актерскому: просто каждый зарабатывает так, как может. И тут уж каждый волен делать свой выбор. Потому нам, зрителям, остается только смириться и be careful =)
НО! Вопреки всему вышесказанному, исключения есть!
От антрепризы - к репертуарному театру
Здесь тоже далеко не все так радужно. Потому что далеко не факт, что даже "главный театр города" не предложит Вам все ту же антрепризу, только с многолетней "пропиской" на одной сцене. Как и заслуженный-"перезаслуженный" режиссер спектакля - не гарантия хорошей постановки.
Тут есть еще одна опасность - когда отсутствие талантливых режиссеров и/или наличие посредственных руководителей, чье мировоззрение застряло еще в прошлом столетии и феерично там протухло, прикрывают якобы «следованием лучшим традициям театрального искусства». Начинающему театралу это может грозить сами понимаете чем... это как учиться игре на расстроенном музыкальном инструменте.
Что делать? Читайте отзывы критиков и зрителей о спектакле, о самом режиссере.
P.S.: Да, еще об упомянутом выше диагнозе может сказать афиша спектакля — вам на него укажут безвкусица в оформлении, а порой и "попсовое" название спектакля (вроде "Ночная бабочка в уходящем поезде" или какой-нибудь "Поцелуй на троих").
Серьезно, главное, что я вынесла из своего опыта - нужно читать оригинал произведения (хотя бы в сокращенном варианте), по которому поставлен спектакль! Особенно, если эта постановка — не по мотивам классического и всем хорошо известного сюжета в роде "Мастера и Маргариты" или "Ромео и Джульетты".
Так Вы получите больше удовольствия от просмотра, избавив свой мозг от устанавливания связей между героями и событиями сюжетной линии. Тем самым оставите больше времени на то, чтобы насладиться игрой актеров, искусным сочетанием сценографии, музыки и режиссерских находок.
Сколько раз после спектаклей я сокрушалась, если не успевала купить цветы! Не после каждого, конечно... Но очень часто!
Собираясь в театр, делайте это так, будто идете на свидание - предвкушая томный и, дух захватывающий, вечер =) Цветы помогут настроиться на нужную волну - таинственной и многообещающей загадочности театра, и завершить эту встречу с искусством на очень приятной для вас и актеров ноте.
27 марта - Всемирный день театра! Не забудьте поздравить любимого актера/театр/труппу с праздником! Благодаря этим тонким душам и их таланту усиливать и обострять привычные нам чувства, мы с вами имеем возможность становиться лучше и чаще вспоминать о том, что есть вещи, важнее ежедневных бытовых проблем... С праздником, театралы!
***
Если Вы дочитали эту статью до конца, не забывайте ставить лайк и оставлять комментарии, чтобы Я-дзен понимал, что вот это вот все я делаю не зря =)
И еще - небольшое углубление в затронутые выше темы:
- Посмотреть БЕСПЛАТНО видеозаписи спектаклей лучших театров России можно здесь
- Интервью с режиссером театра Маяковского и продюсером одной из первых антреприз в стране Вадимом Дубровицким - в противовес моему мнению о том, что антреприза сегодня - всего лишь бизнес
- О первом в России "антрепризном" театре (с постоянным репертуаром, но без постоянной труппы) - театр "Русская антреприза" имени Андрея Миронова