Современники-иностранцы описывали петербургское общество начала XIX века как влюбленное во всё иностранное. Даже Невский проспект инициативная группа (профранцузская) предлагала переименовать в Rue de Tolerance – улица Равенства. Предлог простой: на Невском проспекте одновременно находились католическая, лютеранская, протестантская и армянская церкви - образец религиозной терпимости.
Любой иностранец мог чувствовать себя как дома – не имея знакомых в столице Российской империи, мог легко обзавестись жильём, едой, одеждой, особенно если он был артистом или певцом – и всё совершенно бесплатно, из любви петербуржцев к иностранцам. Подобное гостеприимство и радушие прямо изумляли приезжих.
Гости-артисты исполняли нередко перед высшим обществом Петербурга музыкальные вещи, пока господа потчевали за званым обедом. Такой обед, как и обычный, начинался в 4 или 5 часов. Вставали же господа около 10 утра. Вечером, после 10 часов, пили чай; популярным был грог – любимый напиток аристократов того времени. После чая следовали танцы (и после грога, да).
Средний класс обедал раньше, в три часа, без артистов; однако, вечером в меню был всё тот же грог и пунш. Заморские вина подавались в небольшом количестве и только для вип- гостей, зато в обилии было наливки, меда и кваса. Французские блюда были незаменимой частью обеда, сочетаясь с традиционной русской – пироги, студни, ботвиньи.
Обедать было принято у родственников, приятелей, знакомых. В ресторанах же обедать за свои деньги было недопустимым приличному человеку. Но так просто в гости было не придти – нужен был дорогой экипаж, если человек не хотел пересудов. Так что даже не имевшие в своём закутке и простой порции чая, часто разъезжали на каретах на последние гроши.
В то же время в моду вошли пешие прогулки, император сам подавал пример. Простота в быту стало обязательной, награды прятали в ящики, штатские мундиры надевали только во дворцовых палатах.
Говоря об образе петербуржцев в начале века, В.Ф. Малиновский писал: «Свобода и разрешение на всякие наряды, обрезание волос и кафтанов, возвышение главы мужеской, продление хвоста женского, обнажение их рук и шей. По всему видно, открылось пресекшееся сообщение с Европой. Прежняя охота переимчивости по-прежнему обратилась к мелким наружностям. Вместе с бородами и долгими кафтанами остались русские обычаи в нижайшем состоянии некоторых купцов мещан и всего крестьянства. Молодцы устремились в соперничество красным девам и женам, мужественно решались проколоть свои уши и щеголяют ныне в серьгах с румяными щеками».
По его же словам, девушки одевались сообразно с внешним видом античных статуй: почти прозрачное струящееся свободное платье, мужчины носили короткие кафтаны и узкие, натянутые по грудь штаны («мужчины как нагие… всё тело в штанах»).
Спасибо за ваше внимание!
Ставьте палец вверх, подписывайтесь, пишите комментарии! Пишите также предложения - что бы вы хотели почитать по истории Петербурга? До скорых встреч!