Найти тему
База секретов

Как играть с ребенком

Как все же трудно удержаться, чтобы на начать управлять ребенком. Ведь мы ужасно хотим влиять на его развитие. Что ж, попытайтесь. Вот описание нескольких игр, в которых вы сможете целенаправленно воздействовать на мысли и чувства вашего ребенка. Только имейте в виду: если хотите получить развивающий эффект, постарайтесь в точности выполнять все указанные здесь условия. Ничего не опускайте, иначе ничего и не получите.

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ

  • Игра — дело добровольное, если ребенок не склонен к игре, если он не в настроении, выберите для нее другое время. Если он уже занят какой-либо игрой, не отвлекайте его.
  • Сначала объясните правила игры и убедитесь, что ребенок понял их верно. Без этого начинать игру нельзя.
  • Во время игры лучше всего устроиться на полу, а не за столом, даже когда вы играете вдвоем. Если участников игры несколько, размещаться им следует в кружок. Плохо, если кто-то из игроков сидит на полу, другой на стуле, а третий, скажем, на диване. Все должны находиться в равном положении.
  • Лучше всего, если во время игры вокруг вас не будет зрителей. Люди, не участвующие в игре, не должны вмешиваться в ее ход или хотя бы как-то ее комментировать.
  • Если ребенок отвлекся или вы заметили, что он потерял интерес к игре, не настаивайте на продолжении, но немедленно ее прервите. Думается, вы найдете возможность ее повторить в лучших условиях.
  • Обязательно завершайте игру обсуждением. Пусть ребенок попытается объяснить, что в игре ему понравилось больше всего, что не понравилось. Что он чувствовал, когда удавалось выполнить задание, что — когда следовала неудача. Попробуйте понять, может ли ребенок объяснить, чему он научился в ходе игры. Ваши вопросы должны быть короткими и предполагать определенный ответ типа «да» или «нет». И в том, и в другом случае следом ставится вопрос: «что именно» или «почему». Не торопитесь и не задавайте вопрос «Понравилось ли?». Этот вопрос не имеет смысла, как не имеет педагогического значения сама игра без такого обсуждения.

РИСУНОК В ТИШИНЕ

Цели: дать ребенку представление о значении речи в человеческих отношениях, о том, как полезно людям согласовывать свои действия при выполнении совместной работы Возраст: 4-9 лет Оснащение: лист бумаги, два цветных карандаша Участники: вы и ребенок Ход игры. Игроки по очереди проводят на листе прямые, ломаные или волнистые линии или рисуют фигуры: квадраты, круги, треугольники, достраивая общий рисунок. Делается это обязательно молча. Рисуют до тех пор, пока один из игроков не определит, что именно в конце концов нарисовано. Объясняя задание, обратите внимание на то, что каждый раз можно рисовать только одну линию или фигуру. Игра может стать живее, если есть наблюдатель, который и должен узнать окончательный рисунок. Обсудите, что было самым трудным в игре, пусть ребенок ответит, что он задумывал и в какой момент он начал узнавать рисунок.

ЧТО Я ЧУВСТВУЮ

Цели: развитие мимики; дать представление о том, почему людям трудно понимать друг друга и зачем нужна человеку речь Возраст: 6-9 лет Оснащение: никакого Участники: лучше всего всей семьей Ход игры. Если играете в паре: предложите ребенку угадать ваше чувство, которое вы изобразите мимически. Дайте ему несколько попыток. Независимо от того, угадал он или нет, пусть он в свою очередь изобразит эмоцию. Попытайтесь угадать. Так повторяйте несколько раз. Если играете группой: то же самое, но в отгадывании участвуют все игроки. Обсудите, почему так трудно угадать чувства другого человека, что мешает взаимопониманию. Примеры изображаемых эмоций: радость, страх, удивление, гнев, обида, горе, испуг, задумчивость, растерянность, восторг.

КАКОЙ Я ЗВЕРЬ

Цели: развитие внимания, реакции, физических способностей Возраст: 5-7 лет Оснащение: никакого Участники: можно и вдвоем, но чем больше, тем лучше Ход игры. Сообщите ребенку, что вы будете считать до трех, а потом называть одного из зверей: слона, обезьяну, медведя. На счет три ему нужно изобразить названного зверя и сделать это, пока вы считаете «четыре, пять, шесть». Слон: сложенные руки вытянуты вперед, тело раскачивается взад-вперед. Обезьяна: оттопыренные ладони приставлены к ушам, тело раскачивается справа налево. Медведь: руки уперты в бока, ноги — враскачку — переступают. Лучше всего, если вы покажете, а ребенок следом раз-другой повторит. Названия животных следует произносить ясно, но отрывисто — неожиданно. В том случае, если ребенок выполнил задание успешно, вы меняетесь местами: он дает задание вам. Обсудите, почему было трудно выполнять задание, что больше всего мешало.

УГАДАЙ-КА!

Цели: развитие тактильных способностей, способности к анализу и синтезу информации Возраст: 3-8 лет Оснащение: 4-6 предметов домашнего обихода, знакомые ребенку Участники: вдвоем Ход игры. Приготовьте несколько предметов, например, мяч, книга, настольные часы, ложка, губка, пуговица, варежка, блюдце. Спрячьте их. Скажите ребенку, что ему нужно с закрытыми глазами узнать, какой предмет вы ему дадите. Предупредите, что ощупывать предмет можно только одной рукой и не открывая глаз. Затем начинайте игру.

ПРИМЕЧАНИЕ

Подберите предметы так, чтобы у них были рваные размеры, формы и поверхности. Обсудите с ребенком, по каким признакам он узнавал, какой предмет в его руке. Можете повторить игру, дав ребенку возможность пользоваться двумя руками. Пусть он ответит, в каком случае задание было легче выполнить.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Если вы решили последовать нашим советам, делали с детьми игрушки, играли, расскажите, пожалуйста, о своем опыте. Если же у вас появились предложения, поделитесь ими со всеми. Особенно интересно знать, как отнеслись сами дети к вашим предложениям и какие выводы вы сделали: из своего опыта.

Еще мои статьи.