Юбилейное, 15-е по счету Федеральное послание президента Российской Федерации Владимира Путина, в отличие от прошлогоднего, не носило какого-то сенсационного характера, хотя вновь было разделено на две неравные части: внутрироссийскую, которой было посвящено более часа времени, и внешнеполитическую, на которую ушло примерно 17 минут. И на этот раз очевидно, что баланс приоритетов — во всяком случае, президентский баланс приоритетов — сместился в сторону внутренних проблем.
Федеральное агентство новостей выделило все самое главное в нынешнем послании Путина.
Это неудивительно: если на мировой арене рост авторитета и влияния России за последние годы неоспорим, то проблемы ее внутреннего развития тоже ни для кого не являются секретом.
В частности, согласно недавнему официальному докладу Мюнхенской международной конференции по безопасности 2019 года, экономика России страдает от неустойчивости рубля, падения нефтяных цен и западных санкций. Не обойден вниманием и тот факт, что в РФ шестой год подряд сокращается чистый личный доход граждан.
Оставив на совести авторов этого доклада, Вольфганга Ишингера и Ко, отзвуки глобалистской пропаганды насчет «страны-бензоколонки с экономикой, порванной в клочья западными санкциями», не будем закрывать глаза на то, что прошедший год для России оказался очень непростым, а социально-экономическая напряженность в обществе существенно возросла.
И нынешнее Федеральное послание, судя по всему, было нацелено на то, чтобы эту напряженность максимально снять, предприняв целый комплекс мер для пересогласования интересов российского общества с интересами государства и государственной власти.
Если перечислять все предложенные президентом Путиным меры в рамках реализации его указа №204 от 7 мая 2018 года: от стимулирования рождаемости и пересчета пенсионных выплат за январь до программ госзакупок техники и оборудования, а также снижения налоговой нагрузки на население, то дополнительные расходы бюджетов всех уровней уже в 2019 году должны составить как минимум 2,2—2,5 трлн рублей, то есть увеличиться на 12—14%.
Как заявил Владимир Путин, необходимые объемы денежных средств для этого в распоряжении правительства имеются и будут потрачены на обозначенные цели.
При этом специально было отмечено, что «каникулы», предоставленные правительству на 2018 год относительно достижения целевых показателей указа №204, больше продлеваться не будут: «Недопустимо все время отступать, снижать планку целей, размывать их… С такими настроениями лучше к снаряду не походить».
Приведя в пример, казалось бы, невозможное для России по ее текущему экономическому потенциалу вооружение армии современными высокотехнологичными системами, а также опережающий рост сельского хозяйства, Путин анонсировал необходимость и возможность аналогичных прорывов в сфере генной инженерии, «цифровой цивилизации» и информационной безопасности, поставив задачу выхода нашей страны на лидерские позиции в мире уже к 2025 году.
Причем для этого параллельно должна быть создана и соответствующая инфраструктура, включая усиление российской космической спутниковой группировки в космосе, создание «плавучей сети» научно-исследовательских судов нового поколения, внедрение 5G-интернета (видимо, при помощи Китая, а не США), подготовку необходимых кадров и так далее.
Подобного рода «сетевая» программа осуществлялась в СССР 1930-х годов — это была сталинская индустриализация. Но тогда ее основой была коллективизация деревни и «культурная революция». Сейчас же отправной точкой путинской модернизации и мобилизации названо достижение баланса между золотовалютными резервами России и величиной ее внешней задолженности, государственной и корпоративной — и здесь даже не учитываются гигантские зарубежные активы российских корпораций.
В свою очередь, роль новой «культурной революции», похоже, призваны сыграть новейшие методики обучения отечественной молодежи.
Вообще, нынешнее Федеральное послание Владимира Путина было сконцентрировано на продвижении интересов наиболее активной части российского общества, которая должна быть подключена к реализации национальных проектов — или, вернее, одного суперпроекта общенациональной модернизации и мобилизации.
Именно эта активная часть, в концепции Путина, и должна стать, при поддержке государственной власти, тем «локомотивом развития», который потащит за собой «пассивное большинство» наемных работников и бюджетников.
Эта концепция выглядит как синтез классической либеральной «матрицы» с социализмом советского типа. Вероятность того, что она заработает, весьма высока. В конце концов, есть вполне эффективно работающая китайская модель, да и советские наработки 1960—80-х годов в этом направлении до сих пор не уничтожены.
Что же касается сферы внешней политики, то здесь, по словам Путина, особых изменений не предвидится. Разве что Россия, сумевшая надежно и безусловно обеспечить свою военную безопасность, перестанет стучаться в закрытую нашими «западными партнерами» дверь переговоров, а будет дожидаться того момента, когда они «созреют» для понимания изменившейся международной ситуации.
Причем это ожидание не будет носить пассивный характер: работа по всем направлениям будет продолжаться, а на любые возникающие угрозы — даваться как зеркальные, так и асимметричные ответы.
Президент Владимир Путин еще раз подчеркнул, что Россия была, есть и будет суверенным, независимым государством — или ее не будет вообще, чего все мы допустить не имеем права.