Часть 1. Про климат в Краснодаре можно прочитать здесь
Часть 2. Пробки
В Краснодаре (без учета Краснодарского края) зарегистрировано самое большое количество автомобилей на душу населения в стране. Если для Москвы этот показатель равен 417 автомобилей на 1 000 человек, то в Краснодаре — 437 автомобилей.
В городе зарегистрировано более 400 тысяч легковых автомобилей. Сколько машин, зарегистрированных в других регионах, но по факту эксплуатируемых в Краснодаре, посчитать невозможно, в статистику они не попадают. По моей оценке, примерно, ещё 13-15 % от общего количества. Во дворе моего дома паркуется 52 автомобиля, из них шесть с номерами других регионов. Живу я в Центральном округе, где из-за отсутствия новой застройки и высокой стоимости жилья, переехавших немного. Соответственно в новостройках, количество машин из других регионов будет больше. Встречаются машины из всех уголков нашей большой Родины, но больше всего Москва с областью, Ставропольский край, Ростовская область и Волгоградская область.
Каждое утро в город въезжает более 150 тысяч автомобилей из близлежащих станиц и городов края, и каждый вечер выезжает. Эксперты затрудняются назвать точное количество машин, которые одновременно находятся на улицах Краснодара. По моим расчётам получается, что около полумиллиона автомобилей ежедневно.
По нормативам, принятым в СССР, улицы в советских городах-миллионниках строились из расчета 170-180 автомобилей на 1 000 жителей. При этом Краснодар, даже в перспективе, как город-миллионник не рассматривали. Поэтому, у нас никогда не строили ни широких проспектов, ни больших многоуровневых развязок.
Изначально Екатеринодар (он же Краснодар), находясь на южных рубежах Российской империи строился как военная крепость. Исторический центр города имеет четкую планировку кварталов, и узкие улицы, чтобы легче было сдерживать вражескую конницу, поэтому пропускная способность улиц крайне низкая. Даже если бы улицы в Краснодаре были построены, как в городе-миллионнике, то это бы не решило проблему пробок, потому что норматив по количеству машин уже превышен в три раза.
Специалисты из ГИБДД считают, что основная причина автомобильных пробок в городе, не сколько в большом количестве машин и узких улицах, сколько в том, что Краснодар пронизывают две железные дороги с интенсивным движением грузовых составов, идущих в Новороссийский торговый порт и в города-курорты Краснодарского края. Лично я не согласна, что все пробки в городе из-за железной дороги. Если бы это было так, то откуда пробки в районах удаленных от ЖД? Почему пробки на выездах/въездах в спальные районы, такие как Юбилейный, Комсомольский, Фестивальный, Гидростроителей? Как ЖД влияет на улицу Российскую? Никак, тем не менее там постоянные пробки. Всё-таки количество машин и ширина улиц имеет для Краснодара большое значение.
Про ремонт дорог в Краснодаре, из-за которого создаются просто адские пробки, писать не буду, потому что это ситуация временная, и крайне необходимая.
По итогам 2017 года, Краснодар занял 21-е место, среди всех городов мира, по количеству времени, которое жители кубанской столицы провели в пробках за год.
То есть, переезжая в Краснодар, надо смириться, что город не приспособлен к такому количеству машин, поэтому пробки были, есть и будут всегда, а самый быстрый транспорт в Краснодаре – это трамвай.
К сожалению, трамвайные пути есть только в старых границах города, а массовая застройка идет по окраинам, и трамвайных путей туда нет, как нет и троллейбусных линий. А маршрутные автобусы настолько переполнены, что без машины просто не обойтись.
Если, вдруг кто-то решит, что Краснодар южный город, и можно ездить на мопедах или велосипедах, то вынуждена огорчить: велопрогулки по городу — мероприятие довольно опасное, если учесть, что велодорожки - это редкость, а количество рядов машин на дорогах больше, чем должно быть. То есть, ширина проезжей части рассчитывалась с учетом грузового транспорта, а так как, на большинстве улиц города движение грузовиков запрещено, то вместо положенного одного ряда, машины выстраиваются в два ряда, вместо двух – в три ряда. И пространства между рядами машин ни для мопедов, ни для велосипедов просто не остаётся. Ездить по пешеходным дорожкам тоже получается плохо. Пешеходов много, тротуары узкие, и люди очень ругаются. Только смельчаки ездят в Краснодаре на велосипедах. У меня трое коллег, раньше приезжали на работу на велосипедах, теперь ходят пешком. Причина – езда на велосипеде в городе Краснодаре по дорогам общего пользования опасна для жизни.
Хорошо в Краснодаре ходить пешком. Правда только в центре. Тротуары выложены плиткой, чисто, удобно. От места, где я работаю, до моего дома ехать на машине или идти пешком одинаково - 4,8 километра. И по времени одинаково – 55 минут, хоть пешком, хоть на машине, хоть на троллейбусе, хоть на маршрутке, разницы нет. Только не все могут позволить себе ходить пешком, потому что в новостройки на окраинах не проложены тротуары. Например, в Музыкальный микрорайон люди тропинку, длиною 1,5 километра, натоптали по газону, потому что дорога есть, разделительный газон есть, а тротуара нет.
В старых спальных районах тротуары конечно же есть, только, например, от Авроры до микрорайона Гидростроителей 15 километров, сколько понадобится часов, чтобы преодолеть такое расстояние? А ещё есть жара. В июле и августе в городе так жарко, что лучше уж в машине с климат-контролем часами в пробке стоять, чем находиться на улице, или прилипать к кому-нибудь в общественном транспорте. Поэтому, машина в Краснодаре – это не роскошь, а жизненная необходимость.
Нельзя сказать, что власти Краснодара ничего не делают для борьбы с пробками в городе. В частности, повышается эффективность использования существующей улично-дорожной сети. В центре Краснодара, большинство улиц с односторонним движением. Чтобы попасть в нужное место, необходимо наворачивать круги вокруг кварталов. На улицах с двухсторонним движением, за редким исключением, запрещены левые повороты. Чтобы повернуть налево надо объехать вокруг квартала.
Вносятся изменения в существующую организацию дорожного движения. К примеру, за последние три года реализовано более двух тысяч изменений, касающихся оборудования или ликвидации пешеходных переходов, переноса остановок, установки или демонтажа дорожных знаков, изменений в дорожной разметке. Отремонтировано четыре моста через железную дорогу, и на трех из них, за счет сужения ширины полосы, увеличено количество рядов.
Активно идёт реконструкция существующих кольцевых развязок (кольцевое движение заменяют перекрёстком, что увеличивает пропускную способность в несколько раз). Кроме того, постоянно проводится мониторинг транспортных потоков на основных городских улицах для последующей корректировки режима работы светофоров. За три года выполнено более 850 таких корректировок. На основных перекрёстках светофоры настроены с учетом движения потоков машин: утром зелёный приоритет в сторону центра, вечером из центра.
Ещё у краснодарцев есть надежда на улучшение ситуации с пробками в связи со строительством Краснодарского железнодорожного обхода. После ввода в эксплуатацию новой ветки, грузовые составы пойдут в обход Краснодара к портам Азово-Черноморского бассейна и в сторону Крыма. В результате поток железнодорожных составов, проходящих через город, уменьшится на 50%. Это позволит построить дополнительные путепроводы через железную дорогу внутри Краснодара. Будут ли это надземные эстакады, или подземные туннели, пока не известно.
Самое лучшее решение - вынести обе ЖД ветки за черту города, а рельсы использовать для надземного метро для жителей Краснодара. Но на реализацию этого проекта, уже много лет не находят инвестора, ни РЖД не желает вкладывать средства в перенос дороги, ни федеральный бюджет, ни частные инвесторы. А в городском бюджете нет средств на такую огромную статью расходов.
Вот и приходится краснодарцам часами стоять в пробках, верить и ждать светлое будущее! Только будущее без пробок в Краснодаре - это, к сожалению, не в этой жизни.
Спасибо, что дочитали!
Про новостройки, школы, работу, и менталитет кубанцев продолжение следует...
Благодарю за лайки!
Приглашаю подписаться на мой канал о путешествиях по Кубани и Кавказу
Другие мои публикации
Почему так много недовольных приезжих в Краснодаре?
На ПМЖ в Краснодар - а стоит ли игра свеч? Часть 1
На Кубань пришла весна
Зимние забавы жителей Кубани