В связи со столетием большевистской революции многие в России люди до сих пор оглядываются на этот крупный переворот в истории страны, пытаясь переоценить ее противоречивое наследие.
Некоторые считают, что это техногенная катастрофа, которая унесла жизни миллионов невинных людей и закончилась диктатурой. Другие считают это позитивным начинанием, попыткой создать государство, движимое социальной справедливостью.
Центр "Левада", один из ведущих опросников России, недавно провел опрос, чтобы узнать больше о том, как это историческое событие воспринимается широкой общественностью.
Около 31% опрошенных назвали большевистскую революцию инициатором экономического и социального прогресса России. 26% опрошенных заявили, что помогли России перевернуть новый лист. Около 16% утверждали, что это было серьезным препятствием для развития страны, в то время как 15% описали это как национальную катастрофу. Около 12% дали ответ "не знаю".
Опрос центра "Левада" показывает, что большинство россиян считают большевистскую революцию прогрессивным и позитивным событием. Это, пожалуй, одна из причин, почему мумифицированное тело большевистского вождя Владимира Ленина до сих пор лежит в Государственном Мавзолее. Посткоммунистическая правящая элита не спешит перезахоронить культового революционера, так как опасается, что такой шаг вызовет общественный резонанс.
Памятники советскому диктатору Иосифу Сталину были сбиты с их постаментов за ночь в 1956 году, после публичного осуждения Никитой Хрущевым политических репрессий своего предшественника. Постамент Ленина, напротив, все еще сохраняют на месте во многих городах и поселках всей страны
Нынешние студенты изучающие произведения Ленина натыкаются на множество разночтений и непоследовательности в его трудах, а также на примеры откровенного цинизма, полного презрения к человеческой жизни и того, что мы бы сейчас признали пиар-фокусами. Но агрессивный стиль его полемики и его аналитические рассуждения обладают мощной силой, которую трудно устоять.
Социальные потрясения часто порождают лидеров, обладающих особым талантом объединять массы, стоящие за ними. Ленин собрал толпу в 1917 году, когда он буквально ворвался на бронепоезде, чтобы рассказать о своем видении коммунистической революции. А советский лидер Борис Ельцин, выступая перед своей аудиторией уже с вершины танка, изложил ориентиры для новой, демократической России после августовского путча 1991 года. Такие исторические параллели показывают единую картину, что облегчает нам осмысление нашего прошлого.
И Ленин, и Ельцин начали свою политическую карьеру с низкой базы, и именно их популистская риторика, озвученная в нужное время и в нужном месте, быстро подтолкнула их к известности.
Лозунг Ленина "Земля крестьянам" завязался с преимущественно сельским населением России, и в итоге принес ему ошеломляющую победу над их сердцами и умами.
Ельцин призвал к демократии в тот момент, когда нация была готова перейти от тоталитаризма к более свободному обществу, и ей не хватало лидера, чтобы показать путь.
В последнее время много споров по поводу внесудебного характера смены режима, инициированной большевиками, и некоторые аналитики утверждают, что октябрьское событие следует классифицировать как переворот. Но я считаю, что термин "революция" более уместен, хотя бы потому, что у его вдохновителей был продуманный план действий, а также четкое видение постреволюционного будущего страны.
Чаще всего люди, занимающиеся сменой режима, не уважают закон, и многие из них могут быть даже классифицированы как преступники. Но в политике все зависит от перспективы.
Но какие бы уловки политики ни использовали, чтобы скрыть истинную природу вещей, их вероучения и мотивы становятся очевидными через некоторое время. Ленин пытался построить в России коммунистическую утопию, в которую он горячо верил. Его преемник Сталин не имел связанных с коммунизмом иллюзий, когда пришел к власти, но он стремился создать мощное автократическое государство через индустриализацию и коллективизацию хозяйств.
Октябрьскому "перевороту" предшествовала мирная революция в феврале. Вероятно, верно, что если бы не кровавое наблюдение, рождение Российской республики было бы гораздо менее болезненным.
Известный русский поэт Александр Блок считал, что за большевистской революцией стоит глубокий мистический смысл. В своей поэме "Двенадцать", первой поэтической попытке осмыслить это событие, он представил его как акт, инициированный двенадцатью учениками Иисуса.
Россия погрузилась в революционное насилие ради Блаженного будущего. И он отправился на Голгофу, надеясь, что его мученичество поможет коммунистической утопии материализоваться.
Оглядываясь назад, похоже, что Октябрьская революция была скорее проклятием, чем благословением для русского народа.