Фотография сделана 1 сентября 2017 года. Я отпросился с работы и мы всей семьей пошли на праздник. Вика в четвертый, Ира в первый класс. И мне, как обычно, уже в четвертый раз стало как-то не себе... Смотрел на девченок, и видел - что им очень грустно. Вечером я спросил - как школа? С кем познакомилась младшая из нового класса, с кем была рада увидеться старшая? Ну вот ничего вразумительного не ответили. Интересно было на празднике? И тоже - ничего...Тот год они отучились.
Летом мы с женой в очередной раз завели разговор об обучении. И раньше подумывали начать учить детей дома. А тут как раз очень удобная ситуация: она все-равно сидит дома, в декретном отпуске. В общем, еще после нескольких разговоров начали приходить к какому-то плану. В первую очередь - пришло понимание, что мы не хотим "переносить" школу из школы домой. Т.е. нужна какая-то альтернативная программа. После беглого изучения нескольких вариантов выбор пал на программу Классические беседы. В двух словах - это занятие один раз в неделю, выездное, в небольшой группе детей, на котором преподаватель дает информацию по многим направлениям, а далее - уже дома, мама (папа, бабушка, кто-то еще ) с детьми уже глубже изучают обозначенные темы. Плюс - дополнительно мы пробуем освоить и программу средней школы. Сейчас я не буду описывать подробнее принципы обучения в Классических беседах. Хочу только обозначить - почему же мы учим детей дома? И как они сами к этому относятся?
Во-первых, сразу после начала обучения дома вскрылось, что очень многие темы, которые изучались в школе, никак не закрепились в голове у детей. На примере старшей дочки: программа по математике (напомню - что мы внагрузку к Классическим беседам еще и осваиваем школьную программу) за 5 класс частично повторяет то, что изучали в 4 классе. Так вот, сразу стало понятно - что примеры за 4 класс она правильно решить не может. Хотя, оценки за контрольные, за четверть получала хорошие. Сложить числа столбиком - не получалось. Все, что было пройдено за прошлый год в школе благополучно забылось. И по другим предметам аналогично. Пришлось начинать с чистого листа. Мы интересовались, и у нее, и у учителей - еще тогда, год назад - как у Вики успехи? И все было хорошо, справлялась где-то на отлично, где-то на хорошо. По английскому - пятерка годовая. Но знаний в голове - если не ноль, то около того.Поняли, что эту самую пятерку она получила, зазубривая тексты и пересказывая их, как попугайчик. Других предметов касаться не буду. Это все грустно. Так вот - после начала обучения дома стало понятно, что знания - пусть и с трудом, но оседают в голове. Над какими-то темами мама просиживает с ней ну очень долго. Никакой учитель, за исключением репетитора, не стал бы этого делать. Школа - поток. Не успел что-то усвоить - твои проблемы. Я понимаю, что у нас практически везде - в школе, в ВУЗах - система самообучения. Но - маленькие дети еще не в состоянии самообучаться. А средняя школа не дает им возможности при необходимости "притормозить", не дает возможности адекватно проверить - усвоились знания, или нет.
Вторая причина - это отсутствие вечерних домашних заданий. Я помню, как это было: будний день, вечер. Вика только-что пришла с кружка, часов 7-8 вечера. Даже не поужинав - шла делать уроки. И, бывало, не заставить ее поесть. Потому-что завтра могут поставить двойку или перед всем классом пристыдить, что она не сделала домашку. Как-то ночью встал, чтобы воды попить. Иду на кухню, прохожу мимо детской - а там свет горит. Время 4 утра. Вика сидит и что-то читает. Оказалось - что зубрит текст по английскому. Еле уговорил ее лечь спать.
Третья причина - вытекает из второй. Очень многие родители просиживают час-два вечером с детьми за уроками. Ну, по-крайней мере несколько наших знакомых так делают. Иначе - дети не справляются. Так вот - при домашнем обучении вы потратите чуть больше времени, около трех часов в день. Но - в первой половине дня (или в любое время - как удобно), и не будете это делать вечером. А вместо вместо вечерних уроков можно просто пообщаться, погулять, или посмотреть вместе с детьми фильм.
А сейчас не причина, почему мы учимся дома, а уже следствие. Дети стали спокойнее. Они лучше высыпаются. Больше времени могут уделять кружкам и физкультуре. Больше стали помогать маме по домашним делам. И на вопрос: "а может быть все-таки обратно в школу?" всегда отвечают: "Нет, ни за что!". Посмотрим, как этот год доучимся, как пройдет аттестация.
Надеюсь, все у нас получится. Пожелайте нам удачи!