Найти тему
Kaplans_book_review

Стивен Кинг - Кристина, 1983

Оглавление

Тэглайн: "Моя прелес-с-с-сть!"

Что это

Это книга про любовь. Нет, не так - про страсть. Про весьма нетривиальную страсть автомобиля к человеку и наоборот. Вообще, Кристина - мечта любого автолюбителя. Она всегда рядом, никогда не подведет, а случись любой степени тяжести ДТП - тоже ничего страшного. Проблема в том, что взамен машина требует и от владельца аналогичной фантастической преданности, отсекая "лишние" по ее мнению контакты и связи простыми и надежными силовыми методами.

Это мистика. Потому что вне мистической и научно-фантастической литературы и кино одушевленных автомобилей не бывает. К сожалению. Или к счастью. Это поздние американские семидесятые со всеми вытекающими, прописанные Кингом, как и всегда впрочем, очень детально и подробно, и конечно же - это история про подростков, куда ж без них? Первые прыщи, первая любовь, первые настоящие враги, первая машина... которая понемногу растворяет в себе личность текущего владельца, а он не сильно-то и против. Это книга о дружбе - о том, что иногда ради блага друзей нужно с высокой колокольни наплевать на этих самых друзей интересы.

Для кого

Для ценителей. Ценителей мистического триллера, ценителей творчества Кинга. Ценителей атмосферы "еще той" Америки.

Ценителей автомобильной истории прошу проследовать лесом.

Что хорошо

Как почти всегда у Кинга - атмосфера и детали быта. Будь тебе шестнадцать или тридцать шесть, в мир Кристины вживаешься с первых страниц и чувствуешь себя не столько сторонним наблюдателем, сколько участником происходящих событий. Это тебя, а не Арни Каннингема "цепляет" старый полусгнивший Плимут Фьюри. Это ты, а не Арни влюбляешься в машину настолько, что готов рассориться с родителями, лучшим другом и девушкой, только бы быть поближе к новой игрушке... И это ты, а не Кристина, хочешь уничтожить команду вандалов Рипертона в полном составе... Но что-то я увлекся.

Что плохо

Любителей исторической и технической достоверности ждет крупный облом - маэстро не заморачивался фактчекингом, а потому Кристина - это такой собирательный образ американского автомобиля поздних 50-х в вакууме: кузов Плимут Фьюри (относительно цвета и количества дверей которого автор все время путается в показаниях), никогда не ставившийся в такие машины двигатель, коробка передач "не той системы"...

На фоне абсолютно реалистичного окружающего мира такой пучок несоответствий кажется как минимум странным. Мистическим. Хотя доподлинно известно, что это не литературный прием, и тут маэстро просто налажал.

Напрягает некоторая шаблонность героев. Тип "футболист", тип "невнятный друг футболиста", тип "первая красавица класса", тип "хулиган с криминальными наклонностями и его компания"...

И только Роланд Лебэй удался безоговорочно. Роланды у Кинга всегда выходят хорошо.

В сухом остатке

Стоит прочитать, чтобы в очередной раз убедиться: за все хорошее в этой жизни приходится расплачиваться, и самое противное: расплачиваться не всегда приходится именно тем, кто этим хорошим пользовался. Таковы уж законы нашей Вселенной. Стоит прочитать, чтобы по-новому взглянуть на свои взаимоотношения с неодушевленными предметами. Вы абсолютно уверены в том, что ваш автомобиль исподволь не влияет на ваше поведение? Уверены? Ну-ну...

Что читать вместо

Если хочется того же самого, но лучше и масштабнее: "11/22/63" все того же Стивена Кинга, если попроще: его же "Давилка" и "Грузовик дяди Отто", "Миля 81", "Почти как Бьюик"

Для любителей одушевленной неживой материи: "Кабирский цикл" Генри Лайона Олди.

Про одержимость и растворение личности: "Хоббит" и "Властелин Колец" Джона Толкиена.