— «Как жнец, государь, левой рукой хватает пук колосьев, а в правой руке держит серп и отсекает серпом, вот так же и подвизающийся, государь: вниманием он держит ум, а мудростью отсекает аффекты. Вот так, государь, свойство внимания — замечать, свойство мудрости — отсекать». («Вопросы Милинды», Книга 2)
Аффекты в буддизме, иначе клеши — отправная точка сансарного бытия существ. Главными, глубинными клешами традиционно считаются три — неведение, желание и гнев.
Неведение — основа всего круговорота сансарного бытия. Неведение подобно слепоте, омраченное им существо не различает хорошее и плохое, не видит пути к собственному освобождению от несчастий. Неведение есть корень всех омраченных состояний, оно и преодолевается последним, когда пелена мрака окончательно спадает и человек становится Просветленным. Неведение крепче всего держит человека и создает препятствия на всем пути к Просветлению, от первого до последнего шага.
Не позволяя человеку видеть то богатство, которое по праву с рождения принадлежит ему, неведение порождает желание. Человек начинает страстно желать то, что не принадлежит ему. Желание — страшная сила. Неудовлетворенная страсть порабощает человека, заставляет служить себе, удовольствие же от удовлетворения страстей порождает новые и новые желания.
Невозможность достичь всего желаемого порождает гнев. Гнев разбивает препятствия на пути аффектов, поднимает их на недосягаемый пьедестал, разжигает эмоции, разгоняет ум и увеличивает скорость появления все новых и новых аффектов.
Но выход есть.
Крепко держите ум, решительно отсекайте аффекты!