Такие фильмы не редкость в современном кинематографе. Хотя в российском, в последнее время, найти ничего подобного не удалось. Не путайте такие фильмы просто с ужастиками, где главные герои - дети. Не путайте с глубокими, психологическими, но, все-таки, семейными картинами. Например, такой фильм как "Мост в Терабитию", несмотря на затрагиваемую тему смерти, вполне можно смотреть с детьми, а на каком-то этапе - даже нужно. Я же хочу поговорить о фильмах качественных, с действительно сказочным содержанием, но со взрослым эмоциональным подтекстом, который детьми (в лучшем случае) будет просто не понят, в худшем - травмирует психологически.
Такие фильмы по-разному воспринимаются в разном возрасте - в зависимости от нашего опыта-"багажа", от различного восприятия прошлого и будущего. Иногда погружение в нереальный, волшебный, но такой жестокий прямолинейный мир, позволяет вспомнить что-то важное, что-то пережитое и забытое, но до сих пор живущее в душе. И хотя главные герои - дети, а из реального мира зритель переносится в мир волшебный, это не фильмы для детей.
"Сказка странствий" (1983)
Сказку снял известный режиссёр Александр Митта (его самая известная работа - наш советский триллер "Экипаж"). Да, на первый взгляд - это сказка. Но только на первый... Если честно, то, наверное, это самый странный и пугающий фильм режиссёра.
Вы, как человек взрослый, мой читатель, скорее всего сразу поменяете слово "сказка" на "притча". А погрузившись в просмотр, явно увидите множество аллегорий.
История начинается в неизвестной стране, в маленьком городке, во времена, очень схожие с ранним Возрождением, где жили-были двое сирот, Май и Марта.
Они были нищими, несмотря на волшебный дар Мая - чувствовать золото. Но сестра никогда не разрешала брату использовать свой дар - слишком плохо и больно было ему рядом с золотом. Однако, о волшебном даре Мая узнает злодей Горгон, и однажды, под Рождество, он обманом похищает Мая. Марта отправляется на поиски брата и встречает Орландо, который добровольно соглашается ей помочь. Орландо - личность разносторонняя: он и философ, и врач, и мыслитель и просто бродяга.
Что ж, пока всё похоже именно на сказку. Но не спешите. Всё не так просто. Путешествие Марты и Орландо, буквально с первых минут фильма наполняется самыми неожидаемыми реминисценциями. По дороге им встречается огнедышащий дракон, застрявший в болоте и мучимый людьми, живущими, благодаря его теплому дыханию лениво и безбедно, но постоянно проклинающими чудовище. А среди этих людей - Дон Кихот, разжиревший, позабывший о рыцарской чести и не видящий смысла в сражениях с ветряными мельницами:)
Марта и Орландо сталкиваются и с несправедливым судом, из-за которого им приходится бежать из тюрьмы, но как... Сделав крылья из чертежа на плаще Орландо (так что аллегории не только с литературой: кто не вспомнит во время этой сцены о Леонардо до Винчи?).
Чем же заканчивается путешествие двух смельчаков? В сказке всегда побеждает добро, но Вы ведь уже убедились, это не совсем сказка... Орландо погибает в неравной борьбе с чумой, а Марта, еще десять лет бродившая по дорогам в поисках брата, находит Мая повзрослевшим, с огрубевшей душой и жестоким сердцем. Горгон вырастил себе достойного наследника. Его больше не тошнит от золота, его дар развился, теперь он может призывать золото к себе. Но встреча с сестрой не проходит даром. Что-то, что еще осталось в нём человеческого откликается на её страдания. А уж завершение фильма вообще приводит зрителя в изумление. Сочувствуя сестре, Май разрушает свой замок и теряет свой дар, но обретает душу погибшего Орландо.
Фильм не имеет официальных ограничений по возрасту, но вряд ли стоит показывать его младшим детям. Психологически сюжет оставит и у взрослого не очень радостные ощущения.
Лабиринт Фавна (2006)
Фильм снят знаменитым мексиканцем Гильермо дель Торо. Это вторая часть трилогии о гражданской войне в Испании (первый фильм трилогии - "Хребет дьявола"), снятой по мотивам произведений Артура Мэкена. Этот английский писатель еще один последователь знаменитого Говарда Лавкрафта. Его произведения были высоко оценены многими известными писателями: Оскаром Уайльдом, Артуром Конан-Дойлом, Хорхе Луи Борхесом, Робертом Говардом. Отголоски его творчества хорошо заметны в произведениях такого известного автора жанра ужасов, как Стивен Кинг.
"Лабиринт Фавна", наверное, самый знаменитый и "оскароносный" из фильмов в моём обзоре. Критики довольно часто сравнивают фильм с "Алисой в стране чудес", но, даже учитывая постоянные призывы Королевы отрубить всем головы, книга Кэрролла и рядом не стояла по жестокости и мрачности с этим фильмом Дель Торо. Тем, кто считает фильм сказкой, достаточно понимать, что он был запрещен к показу в отдельных странах (например, Малайзии) именно из-за жестокости сцен. При показе в Мексике, на все афиши фильма было отдельно нанесено предупреждение о том, что он не предназначен для детского просмотра.
Действие происходит в двух параллельных мирах: мир первый, реальный - это франкистская Испания 1944 года. Война, несмотря на то, что почти вся страна придавлена диктатурой Франко, продолжается. Разрозненные группы партизан организовывают полуподпольную борьбу. Для их уничтожения создаются карательные отряды. Такой отряд под предводительством капитана Видаля прибывает в одну из деревень. В начале фильма к капитану приезжает его беременная жена Кармен, вместе с одиннадцатилетней дочерью от первого брака Офелией.
Мир второй, волшебный, в котором Офелия - это принцесса Моана, королевская дочь, сбежавшая в мир людей и погибшая в нём. В мире людей она рождается заново, не помня о своем происхождении. Еще по дороге в лесу, Офелия видит фею, которая ночью уводит её к развалинам древнего каменного лабиринта. В лабиринте Офелия встречает Фавна (или Пана, что более правильно с точки зрения первоисточника), который рассказывает ей кто она и объясняет, что вернуться в волшебную страну она может только до полнолуния, успев пройти три испытания. Это её последнее рождение в подлунном мире и другой возможности у неё не будет.
Фавн вручает ей волшебную книгу, в которой будут появляться задания, а чуть позже ей достанется и волшебный мел, для создания прохода между мирами, а также корень мандрагоры, чтобы помочь матери, у которой начинается кровотечение.
Сначала оба мира - и реальный и волшебный - находятся рядом, но остаются разными мирами. Да, из волшебного мира в реальный попадают феи, книга и вещи данные Фавном, но пока что они явно разделены. Мы видим отдельно все ужасы войны, охоту на партизан, гибель безобидного доктора, садистский фанатизм и жестокость Видаля, страдания и гибель матери Офелии. Где-то рядом, мир другой, но не менее жуткий и несправедливый. Фавн - существо коварное и безжалостное, задания, выполняемые Офелией, совсем не просты. И чем дальше развивается сюжет, тем теснее переплетаются оба мира. Впечатлительный зритель ближе к развязке может начать сомневаться в реальности военного мира или иллюзорности волшебного. Иногда может показаться, что мир сказочный - просто психологическая реакция маленькой девочки на все ужасы войны, и именно поэтому мир волшебный не менее жесток, чем реальный.
Фильм очень красив. Действительно красив, некоторые кадры просто завораживают, но его также можно назвать полноценным фильмом ужасов. Одна только сцена с Бледным человеком вызовет мурашки и у истинного смельчака.
Когда мать Офелии умирает при родах, девочка получает последнее задание Фавна: она должна принести новорожденного брата в лабиринт и это её последний шанс вернуться домой. В то же время и в мире реальном всё развивается очень быстро. Внезапная атака партизан отвлекает Видаля и девочке удается убежать с братом. Но для Видаля сын - предел мечтаний и цель жизни. Забывая обо всем, но преследует Офелию до лабиринта.
Финал фильма заставляет зрителя самого решать, во что ему верить. Фавн, держа кинжал, требует, чтобы Офелия отдала ему младенца, ведь только его кровь сможет открыть ей дорогу домой, но девочка не соглашается причинить вред брату. В этот момент её настигает Видаль. Не видя Фавна, он отбирает ребёнка и стреляет в девочку.
Последние кадры фильма - принцесса Моана возвращается в свой волшебный мир и становится бессмертной; Офелия в реальном мире умирает на руках служанки Мерседес.
Если Вы верите в волшебство, я думаю, что конец для Вас счастливый. Умирающая Офелия видит Фавна, который объясняет ей, что последним испытанием был отказ пожертвовать братом. Она выполнила все условия и вернулась домой. Если же Вы реалист, для Вас итог будет трагедией. Но, в любом случае, эта сказка для взрослого зрителя.
Сомния (2014)
Настоящее название фильма "Before I Wake", если уж переводить дословно "Прежде, чем я проснусь".
Сны всегда были есть и будут территорией не подвластной нашим желаниям. Сколько бы мы не дисциплинировали себя бодрствуя, во сне наш разум складывает с себя обязанности главнокомандующего, уступая бразды правления эмоциям и, как считал Зигмунд Фрейд, визуальной памяти. Это тоже переход в другой мир, мир не всегда связанный с реальным, мир нашего таинственного подсознания.
Снял фильм довольно молодой, но хорошо известный в жанре ужасов режиссер Майк Флэнаган. Уже после его фильма "Окулос", отношение к режиссеру было неоднозначным. Как правило, те кто посмотрел фильм, четко делятся на два лагеря: почитатели, считающие фильм чем -то новым и необычным в жанре; отвергающие, настаивающие на том, что это не новизна, а примитивная непроработанность сюжета и воплощения. С фильмом "Сомния" те же проблемы:)
Те, кто скажет, что "Сомния" - это фильм ужасов, будут правы. Те, кто категорически не считают его фильмом ужасов, будут правы тоже. Кто-то увидит в этом фильме только чудовищ, порожденных спящим разумом, а кто-то увидит тонкое кружево волшебства, сплетенное чувствами ребенка.
Завязка фильма изначально кажется довольно банальной и трагичной. Молодые супруги Джесси Марк Хобсон теряют маленького ребёнка. Пережить такое удается не каждому и пара решает усыновить маленького мальчика Коди, который к своим десяти годам уже прошел через многое.
Родная мама Коди умерла, когда он был еще совсем маленьким, после чего он сменил уже две приемные семьи, но из-за трагических событий (первые приемные родители просто исчезли, во второй приемной семье умерла мать и сошел с ума отец) вновь оказывается в приюте. Мальчик не просто мил, он очарователен. Нет ничего удивительно в том, что Хобсоны, не смотря на неудачный список усыновлений, берут ребёнка себе.
Первая странность, проявляющаяся у Коди - его паническое желание не засыпать. Но со сном бороться бесполезно, и Коди все-таки засыпает. И вот тогда его приёмные родители осознают, что сны маленького мальчика для окружающих становятся реальностью. Коди обожает бабочек и это первый волшебный сон, с которым знакомятся его приёмные родители
В один из следующих вечеров Коди видит на фото погибшего сына Хобсонов - Шона. В последующую ночь, Джесси и Марка ждёт нелегкое испытание. К ним приходит их умерший сын и Джесси даже удается обнять его . перед тем, как Коди просыпается и волшебство исчезает.
И тогда Джесси понимает, что не выдержит, если не переживёт этого снова. Её не останавливает ни зарождающаяся любовь к Коди, ни уговоры Марка. Она показывает Коди семейный видеоархив, пытаясь вновь вызвать Шона через его сны. Коди же пытается предупредить её о том, что его сны не всегда безопасны. Иногда из них приходит чудовище, убившее его мать - Кэнкер-мэн .
Вот тут, англоязычные зрители явно уже начали догадываться о природе чудовища, преследующего Коди. А чтобы и нам было понятнее, на языке оригинала зловещего скелетоподобного убийцу зовут Сancer-man. При дословном переводе получиться Человек-рак. Коди, который был совсем маленьким, когда умирала его мать, смог пережить весь ужас происходящего только одним способом - соединив называние болезни и жуткий образ умирающей матери воедино - в чудовище Кэнкер-мэна .
В фильме очень красиво, с великолепной компьютерной графикой сняты чудеса снов Коди и довольно тривиально и не слишком жутко - главное чудовище. И это тоже один из психологических приёмов режиссера, указывающих на природу чудовища, порождаемого снами Коди.
Но вернемся к сюжету. Джесси не хочет слушать ни Марка, ни Коди. Она не может ждать, ей мучительно хочется увидеть сына и она даёт Коди снотворное. И тогда события начинают развиваться с бешенной скоростью: Кэнкер-мэн, появившийся из сна Коди убивает Марка, а самого Коди отбирают у Джесси и возвращают в приют, из-за снотворного, которым она его напоила.
Выясняя историю Коди, Джесси находит вещи его матери и среди них - синюю тряпичную бабочку, игрушку, которую сделала мать для своего сына. Джесси едет в приют и в комнате, где спит КОди сталкивается с Кэнкер-мэном. Это и есть кульминация и раскрытие тайных связей в сюжете фильма. Джесси отдает бабочку Кэнкер-мэну и... обнимает его. Чудовище исчезает и Джесси забирает спящего Коди домой.
В заключении, Джесси говорит Коди, что он может научиться управлять своим даром, не испытывая более страха, ведь Кэнкер-мэну больше не зачем приходить. И, может быть, пропавшие вернутся, а Марк встретится со своим сыном Шоном... Ведь даже взрослым хочется верить в силу волшебства.
Голос монстра (2016)
Фильм испанского режиссера Хуана Антонио Байона, на мой взгляд, самый тяжелый из всех, выбранных для этой статьи. Не потому, что сюжет какой-то особенный. Нет, по сути и "Сомния" и "Голос Монстра" и "Я сражаюсь с великанами" раскрывают одну и ту же непростую тему: отчаяние от неизбежности потери близкого человека и пути его преодоления. В этом фильме нет кровавых и жестоких сцен, являющихся неотъемлемой частью "Лабиринта Фавна". Нет поедающих людей чудовищ, как в "Сомнии". Нет, тут дело в другом. "Голос Монстра" - это сказка, доходчиво и жестко доказывающая вам, что чудес не бывает. И книга, по которой снят фильм, и сам фильм ни оставляют никакой надежды, они учат только смирению. Это психологическое исследование в сказочной обертке о несчастном мальчике, весь мир которого разбивается вдребезги.
Монстр, который приходит к мальчику по имени Коннор - это, по сути, его подсознание, этакий "выдуманный друг", помогающий не сорваться в пропасть безумия и пережить то, что пережить трудно. Он приходит тогда, когда на Коннора сваливается буквально всё: болезнь матери, переезд к строгой и нелюбимой бабушке (её, на минуточку, играет сама несгибаемая Сигурни Уивер), предательство отца, издевательства в школе. По сути, это всё восходит к тем же теориям многоуважаемого Фрейда и его основным положениям психоанализа. Захотите понять, что происходит с мальчиком на уровне психиатрии - "погуглите" Эго и Супер-Эго, я же, с Вашего позволения, здесь в это углубляться не стану:).
Монстр заставляет Коннора слушать сказки, три из которых он рассказывает и поясняет мальчику, а четвертую, как требует Монстр, должен ему рассказать сам Коннор.
Сказки, рассказанные Монстром, тоже неоднозначны. Эти притчи далеки от христианской морали, но честны и не приукрашены (кстати, по графике и изложению очень похожи на рассказ о Дарах Смерти в последнем фильме о Гарри Поттере:)).
Первая сказка помогает мальчику понять, что в жизни не всё плохо, что таковым кажется. Это помогает Коннору попытаться понять чувства бабушки.
Вторая сказка - о важности веры и выбора. В ней есть явные отсылы к отцу мальчика и его предательству.
Третья история коротка и не иллюстрирована. Монстр рассказывает о человеке- невидимке, которого никто не замечал. И тогда Невидимка призвал Монстра. Коннор при помощи Монстра набрасывается на своего школьного обидчика, избивая его.
Четвертая история, рассказать которую должен сам Коннор - кульминация всего фильма. Этот полная версия того кошмара, который снится мальчику постоянно. Тот момент. когда его мать падает в бездну и он отпускает её руку, тот момент когда он признается Монстру и самому себе в том, что главным его желанием было, чтобы всё это закончилось.
И у книги, и у фильма есть довольно мрачные "тайники". Книга написана Патриком Нессом, но, сам сюжет и идея принадлежат не ему. Английская писательница Шивон Дауд записала идею книги тогда, когда узнала, что безнадежно больна. Она не успела написать книгу, и идея от её редактора досталась Патрику. Можете со мной не соглашаться, но с точки зрения литературной ценности, книгу я оценить не могу. В ней нет прописанных характеров героев, нет развития сюжетной линии. Вся книга, как-будто состоит из отдельных сменяющихся эпизодов и, возможно поэтому, вызывает довольно тягостное впечатление.
Кстати британцы поставили возрастной ценз у книги девять лет, но в России её рекомендуют к прочтению с шестнадцатилетнего возраста. И, несмотря на одобрение критиков, я не думаю, что девятилетнему ребёнку стоит читать такое.
Касательно фильма: на главную роль тринадцатилетнего мальчика был взят юный шотландец Льюис МакДугалл, который незадолго до съёмок сам пережил ту же трагедию, что и главный герой - потерял мать. Видимо поэтому страдания мальчика в фильме настолько достоверны, что смотреть картину крайне тяжело.
И, несмотря на то, что главный герой не просто выживает, но и переуступает границу своего отчаяния, примиряясь с самим собой, это ощущение не исчезает.
Я сражаюсь с великанами (2017)
И напоследок, за самым мрачным, самый светлый из подобных фильмов. Сказка, вполне приемлемая для подросткового возраста (те, кто младше, вряд ли не заскучают при просмотре:)), но всё же более полезная для родителей.
Это еще одна притча, построенная на вполне ожидаемых метафорах, перекликающаяся с "Сомнией" и снятая по комиксам.
Кстати, в отличие от фильма, у комикса финал более логичный. В фильме, как-то уж чересчур быстро главная героиня превращается в положительного "чистенько прилизанного" ребёнка:)
Сюжет всё о том же: подросток, благодаря силе воображения справляется с трагедией жизни. С первых кадров мы знакомимся с Барбарой Торсон, готовящейся отразить нападение великанов. Барбара убеждена, что кроме неё никто не сможет спасти городок у моря, где она живёт со своей семьёй, которая, на первый взгляд, состоит только из старшей сестры и брата.
Тут, в отличие от "Голоса Монстра", много внимания уделяется именно характеру главной героини. Здесь нет места чопорной "диккенсовской" безликой обстановке, Барбара всё же живет в реальном мире, дом, давно требующий хорошего ремонта, куча хлама, пасмурные пейзажи. Никакого переплетения с волшебным миром великанов не ощущается. Более того, мы практически с начала фильма уверены, что у главной героини большие проблемы с головой. Замусоленные заячьи уши на голове, волшебный молот для убивания великанов в девчачьей самодельной сумочке с сердечком, сооружение странных ловушек на пляже. И даже видимость великанов на заднем плане не уменьшает этой уверенности. А появление среди героев школьного психиатра только подкрепляет первоначальное мнение.
Но есть тайна, на которую нам только намекают, пока пугливая и надоедливая подруга Барбары София не затаскивает её после драки с лидершей класса на второй этаж дома, чтобы уложить в постель.
София что-то видит на втором этаже. Видит что-то, что её пугает настолько, что она в панике убегает из дома подруги. После этого случая зритель буквально ведет следствие вместе с Софией, следя за Барбарой и роясь в её вещах, пока наконец не понимает сути: на втором этаже лежит умирающая мать Барбары. Детская обида на мать за её болезнь (хотя от подростка возраста Барбары ожидаешь уже другой реакции) отталкивает девочку от родного человека. Для того, чтобы понять ситуацию, смириться с ней и начать снова общаться с матерью, Барбаре приходится убивать своих великанов.
Самое большое коварство создателей фильма - это неоднозначность его афиши. Большинство зрителей, отправляющихся в кино, увидев фразу: "От создателей Гарри Поттера", подразумевающую волшебную сказку; или "смелость и любовь изменят наш мир", предполагающую новую историю в жанре боевого фэнтези - однозначно будут разочарованы.
В целом, фильм мрачноватый, но добрый по своей сути. "Пережить" и досмотреть его гораздо легче, чем "Голос Монстра" или "Лабиринт Фавна". Фильм не насилует Ваши эмоции, не заставляет сопереживать, но предлагает задуматься. И, наверное, так правильнее.