Нашего сегодняшнего героя звали Аль-Малик ан-Насир Салах ад-Дунийа ва-д-Дин Абуль-Музаффар Юсуф ибн Айюб. Фактически - Юсуф, а отца звали Айюб. Но известен он в истории под своим почетным именем Салах ад-Дин, что должно характеризовать его как благочестивым в своей вере.
Родился Салах ад-Дин в 1137 году на территории современного Ирака, в районе Тикрита, в тех же землях, где в будущем родится Саддам Хуссейн. Сегодня этот регион (мухафаза) носит имя своего средневекового уроженца.
В Тикрите, правда, жить ему не довелось. На момент рождения у отца, начальника крепости, были политические проблемы связанные с возмездием регионального правителя за поддержку Айюбом его оппонентов, и тому с семьей пришлось бежать. Они жили в Мосуле, в Баальбеке, и после осели в Дамаске. Там Айюбу удалось окрепнуть, войти в число придворных правителя и стать управляющим города. Сын его с ранних лет был увлечен арифметикой, литературой, историей и очень погружен в религию. Юсуф добился больших успехов в изучении этих дисциплин и был способен вести глубокие диалоги на самые сложные темы. Он вовсе не стремился к военной карьере, но отец настоял на вступление в армию.
Нельзя утверждать, что Салах ад-Дин сразу же добился больших успехов в военном деле. Долгое время он больше наблюдал, изучал, старался понять правила ведения боя. Впервые о его успехе стало известно в возрасте около 30 лет, когда вместе с дядей он участвовал в обороне Бильбейса от крестоносцев. Тогда его крыло армии смогло одержать знаковую победу, но не силой оружия, а в первую очередь тактической хитростью и успешными маневрами.
Вообще борьба с крестоносцами Салах ад-Дином воспринималось как очень правильное дело. С момента потери мусульманами Иерусалима прошло около полувека и раны были ещё слишком яркие. Вернуть священный город - была насущная и актуальная мечта.
Далее начинается восхождение по политической лестнице. Способствовали его росту совокупность образованности, хитрости, мудрости, личной отваги и умение применять эти качества в нужное время в необходимой мере. В 1169 году он уже эмир Египта. В первый же год он успешно подавляет два бунта, чем укрепляет свою власть.
Теперь он свободен в достижении своей великой цели. Уже на следующий год он захватывает Газу и Эйлат, подбираясь всё ближе к заветному городу. Но возрастало недовольство самостоятельностью Салах ад-Дина со стороны утвердивших его главой Египта сельджукских правителей. возмущение было небезосновательным, действительно управляемая эмиром территория фактически проводила политику без оглядки на центр.
В результате тот был вынужден сдерживать свои планы и опасался далеко и надолго отходить от Каира. Салах ад-Дин поначалу старался откупиться и задобрить Дамасского правителя Нур ад-Дина, понимая ненужность открытого военного столкновения со своими единоверцами и соотечественниками. Но эта его политика была воспринята как слабость и Нур ад-Дин организовал Каирскую военную кампанию, но внезапно умер, что позволило Салах ад-Дину захватить всю Сирию и вассальные земли.
Он султан над огромной территорией, от Африки до Ирака. Путь на Иерусалим свободен. На финишную прямую Салах ад-Дин выходит уже в 50 лет. Иерусалимское королевство было оторвано от христианской Европы, более того в нем не было политической стабильности. В Иерусалим приходили множество беженцев из захваченных мусульманами городов. Большинство военачальников, а также король были захвачены в плен в битве при Хаттине. Крестоносец Балиан Ибелин пытался организовать город для обороны, но там оставалось лишь полтора десятка рыцарей, не хватало провизии и оружия.
А Салах ад-Дин подходил, завоевывая по пути Сидон, Акру, Бейрут, Яффу. Подойдя к городу он предложил Ибелину сдать его без боя. Но тот отказался и поначалу даже сумел организовать оборону. Но военные силы были явно на стороне войска Айюбидов. В городе царило отчаяние. Настало время для капитуляции. Султан принял сдачу относительно милостиво. Он назначил сумму выкупа за жителей и несколько раз по просьбе Балиана снижал её, даже дал время для сбора выкупа. Пожилые люди были отпущены бесплатно. Вообще для тех средневековых времён - взятие Иерусалима стало примером дипломатии и гуманности. Салах ад-Дин даже гарантировал, что паломники могут беспрепятственно посещать святые места.
Интересно, что беженцам, которые пытались найти убежище у своих братьев не везде были рады. Государство крестоносцев графство Триполи отказалось принять их. Люди были вынуждены рассеиваться, погибать в пустыне, находить приют в мусульманском Египте или прорываться в Европу, где тоже были никому не нужны.
После взятия Иерусалима султан прожил всего 6 лет и умер от лихорадки. Он планировал расширение своих владений в Месопотамии. Он не планировал каких-либо завоевательных войн против христиан, скорее, своими действиями проводил границу между двумя мирами, восстанавливая справедливость, по крайней мере как он себе ее представлял.
Часто считают Салах ад-Дина другом Ричарда Львиное Сердце, но действительно это преувеличение. Им не было суждено увидеться, в большей мере вся дружба выражалась в готовности идти на взаимные уступки в части обмена пленными. Но уважением основатель династии Айюбидов пользовался и среди христиан, и среди мусульман. Таких в истории было очень мало.
**Рекомендуем также почитать наш материал о завоевателе Константинополя.
***Подписывайтесь на 11 экю. Читайте, ставьте лайки и делитесь в соцсетях.