Дом-книга и космический лайнер. Где в Минске построили здания в стиле брутализма
Первым о необработанном бетоне заговорил француз Ле Корбюзье. Во многих странах подхватили его идею сооружать объемные, неприступные, мощные постройки без декоративных излишеств. Брутализм — одна из ветвей модернизма, который был популярен в 1950-1970-е. Кто-то сочтет эти здания мрачными, а кто-то, наоборот, отметит смелость архитекторов.
Выставочный комплекс «БелЭкспо»
Здание похоже на цветок, выросло в конце 1980-х на тогдашнем проспекте Машерова, а ныне Победителей. Проектированием занимался архитектор Леонард Москалевич, он назовет эту работу лучшей в своем творчестве. Чтобы понять всё величие комплекса, стоит его обойти. Волнообразная крыша похожа на лепестки, тянущиеся к солнцу. Авторам пришлось разработать уникальную для советских времен систему перекрытий, они позволили сохранить обилие форм, но не перегрузить всю конструкцию. Благодаря этому «БелЭкспо» не выглядит громоздким.
Белорусский национальный технический университет, корпус № 15
Рядом со станцией метро «Борисовский тракт» у небольшого лесопарка высится здание, похожее то ли на самолет, то ли на корабль. Крыша ступенчатая, лесенкой, фасад заканчивается треугольным хвостом. Корпус возвели в 1980-е, тогда его считали одним из самых оригинальных в СССР. Проектировал Игорь Есьман. В постройке соединились монументальность брутализма и декоративность. Это был прорыв в архитектуре — впервые из железобетона удалось создать настолько подвижную и воздушную на вид конструкцию. На фоне типовых жилых построек корпус БНТУ до сих пор выглядит очень эффектно.
Кинотеатр «Октябрь»
Один их крупнейших в советское время кинотеатров открылся в 1975 году. В напоминающем летающую тарелку здании разместились не только зрительные залы, но и кафе. Глядя на огромные буквы названия кинотеатра, которые сохранили ярко-алый оттенок, невольно перемещаешься в прошлое. Если подняться по лестнице на второй ярус здания, можно наблюдать за проспектом.
Дворец детей и молодежи
Если подойти очень близко, кажется, что здесь должны жить великаны: массивные ступени, огромная арка на входе, обрамленная цельными кусками бетона, облицованного белым доломитом. Торжественно и грозно одновременно. Но стоит отойти — постройка преображается: оказывается, по бокам есть окна, а внутри — дворик. Дворец хотели построить в конце 1960-х в виде стеклянных корабликов, ведь недалеко Комсомольское озеро. Но сделали выбор в пользу практичности. Здание получилось вместительным: тут многоуровневое фойе, театральный, кино-, лекционный залы, а также зимний сад. Не говоря уже о помещениях для занятий в кружках и секциях.
Режиссеры-фантасты не могли не оценить причудливый вид зданий, построенных в стиле брутализма. В своих картинах кинематографисты неоднократно использовали эти суровые и мощные сооружения. Вот некоторые из них.
Trellick Tower, Лондон
Год постройки 1972
Архитектор Эрно Голдфингер
Башня появлялась в научно-фантастических фильмах, телешоу и клипах Blur, Verve, Depeche Mode, Hard Fi и Gorillaz. Здание можно увидеть в дебютной картине Пола У. С. Андерсона «Шопинг», в фильме «Не отпускай меня», а также в ленте «Высотка» по одноименному роману Джеймса Балларда.
Simon Fraser University, Ванкувер, Канада
Год постройки 1965
Архитектор Erickson/Massey Architects and Рlanners
Основная часть студенческого городка — «Академический квадрат» — один из ярких примеров канадского брутализма. Здесь проходили съемки ремейка научно-фантастического фильма «День, когда Земля остановилась», а также картины «6-й день», где кампус стал частью мира будущего. «Академический квадрат» фигурирует в сериалах «Звездные врата» и «Звездный крейсер «Галактика».
Robarts Library, Торонто, Канада
Год постройки 1973
Архитектор Mathers & Haldenby Architects
Критики считают, что Умберто Эко взял это здание в качестве образца для описания самой укрепленной и неприступной библиотеки средневековья, в которой происходит действие романа «Имя Розы».
Geisel Library, Сан-Диего, США
Год постройки 1970
Архитектор Уильям Л. Перейра
Библиотека запечатлена в сериалах «Как я встретил вашу маму», «Вероника Марс», «Миссия невыполнима» и Simon & Simon. Здание имеет пять застекленных ступенчатых террас, по форме напоминает летающую тарелку.
Les Espaces d’Abraxas, Париж
Год постройки 1983
Архитектор Рикардо Бофиль
Жилой комплекс засветился в «Бразилии» Терри Гиллиама. Также архитектурное сооружение снимали в нескольких французских фильмах и клипах.
Автор: Мария Войтик