Для меня учиться преподавать в университете и самостоятельно преподавать в школе, это такие же разные вещи как к примеру, учиться плавать по видео с плавающими людьми или учиться плавать в неспокойной реке. На видео тебе могут дать набор инструментов, алгоритм, как двигать руками и ногами, мотивирующие наставления типа, "Ни вздумай паниковать", и все такое, но как только ты окажешься в воде, все это станет не важным, ты будешь думать лишь о том, как бы не утонуть.
Безусловно, обучение дало мне знание предмета, и примерный алгоритм его преподнесения, а может быть даже и ответы на те вопросы, которые так мучают меня сейчас, или решения тех проблем с которыми сталкивается большинство молодых специалистов - учителей. Но, не подкрепленные на тот момент практикой, они давно забылись и сейчас приходится идти по граблям и страдать.
За 5 месяцев работы в общеобразовательной школе, я поняла, что премию "Учитель года" мне точно не дадут, за то у меня есть неплохие шансы в номинациях "Учитель-неумеха" или "Так себе учитель" если бы только они были =)
К счастью, я не из тех людей, которые сдаются без боя, поэтому я начала вести блог, в котором постараюсь разобрать следующие вопросы:
1. Учитель и самоорганизация
а. Как распределить время на подготовку к урокам, заполнение журналов и отчетов, профессиональное саморазвитие и проверку работ учащихся таким образом, чтобы хватало время не только на сон, но и на хобби и личную жизнь, и реально ли это вообще, если твоя нагрузка в неделю 30 часов.
б. Как заставить себя решать профессиональные задачи качественно и вовремя, если когда именно тебе это делать ты решаешь сам.
Пример: встать утром пораньше и написать хороший план урока или придумать что сегодня будет на уроке в автобусе пока едешь на работу.
в. Как много времени должно в среднем уходить на подготовку урока и где его взять.
г. Как научиться держать в голове план урока во время проведения занятия и контролировать время если у учащихся разный темп обучения и они все время пытаются тебя отвлечь.
д. Как бороться с тем, что ты все время теряешь мел или наглядность или план во время урока и тратишь уйму времени на поиски.
е. Как успевать по программе и не потерять в прогрессе учащихся.
2. Учитель и дисциплина на уроке.
а. Что делать, если на уроке началась драка?
б. Как остановить и предотвратить болтовню не по теме урока между учениками.
в. Должна ли быть в классе стопроцентная тишина.
г. Где найти баланс между учителем тираном и учителем, который слишком много позволяет ученикам.
д. Можно ли кричать на детей.
е. Поощрять или полностью исключать выкрики на уроке.
ж. Как общаться с детьми, так чтобы они слушали и нужен ли для этого громкий голос и суровый тон.
г. Какие слова и действия учителя создают дисциплину на уроке, какие методики для этого существуют и какие работают.
з. Что считать проявлением неуважения к учителю со стороны ученика, и как добиться этого самого уважения и доверия учащихся.
3. Учитель и самообразование.
а. Какую литературу читать, чтобы вдохновляться и улучшать профессиональные навыки.
б. Какие ресурсы помогут учителю добиться прогресса своих преподавательских навыков и помогут развить навыки учащихся.
в. Как воплощать полученные знания на уроках, в условиях, когда есть программа, которой ты обязан следовать.
4. Учитель и урок.
а. Как сделать урок максимально плотным, таким, чтобы каждая секунда прошла с пользой для каждого ученика.
б. Как грамотно оценивать учащихся.
в. Рефлексия - бесполезная трата времени или полезный инструмент в работе.
г. Что делать, если случилась травмоопасная ситуация на перемене или уроке.
д. Что делать, если не знаешь ответа на вопрос ученика.
5. Учитель и система.
а. Как грамотно общаться с руководством и родителями.
б. Что делать если родителей, ты как учитель, не устраиваешь.
в. Как справиться с душевным потрясением, если взрослые люди (родители, коллеги, руководство) ведут себя как дети, кричат и обзываются.
г. Внешний вид педагога, как выглядеть, чтобы всех устраивать.
д. Есть ли у учителя права.
6. Учитель и программа
а. Что делать если задания в учебнике скучные и нет фантазии, времени или опыта придумывать что-то свое.
б. Почему план урока, который описан в методичке в реальности удается осуществить только за время трех уроков.
И это далеко не весь перечень вопросов, на которые мне бы хотелось предоставить, не то чтобы ответ, но попытки найти оптимальное решение и сложившееся в результате мнение.