Я уже давно большая девочка. Серьезно - в следующем году будет 25 лет с момента окончания школы. 25, Карл!
Но до сих пор мне, как в детстве, важно, как я выгляжу в глазах моей мамы. Важна ее оценка. Желательно положительная. Нет, не до фанатизма, конечно) Я не из тех, кто живет с оглядкой: "Ой, а что на это скажет мама!" Вовсе нет.
Но почему-то именно тогда, когда я сама стала матерью, заметила у себя повышенную потребность в одобрении со стороны собственной матери, и повышенно-болезненное восприятие ее критики относительно моих мамских талантов, ошибок и достижений. При том, что я почти всегда осознавала и осознаю свои действия по уходу, воспитанию, образованию ребенка, понимаю, почему я что-то делаю так а не иначе, и могу это объяснить (за исключением тех ситуаций, когда я действую интуитивно). Я чаще уверена в том, что я делаю, чем не уверена. Но мамино недовольство, высказанное словами или выраженное невербально, всегда царапает. Задевает. Оставляет ноющий след. Вызывает обиду.
Чем обычно бывают вызваны мамины выговоры, замечания или просто кислая мина с поджатыми губами (а на лбу у нее при этом - крупными буквами бегущая строка "Я, конечно, молчу, но из последних сил!!!")?
1. Я многое делала и делаю для сына не так как надо: например, я не пеленала, а надо было пеленать. Я не приучала к горшку с 6 месяцев, а надо было приучать. Я не перевела ребенка к году на общий стол - а надо было переводить. Я не заставляла ребенка чем раньше тем лучше есть самостоятельно, обязательно правой рукой, а надо было заставлять. Список моих промахов можно продолжать до-о-олго. При этом я привожу маме здравые (на мой взгляд) аргументы о вреде тугого пеленания, и раннего высаживания на горшок до момента созревания у ребенка функций мозга, необходимых для осознанного похода на горшок, и отказа от строгой диеты при волновых обострениях атопического дерматита, и об опасности насильственного насаждения праворукости в возрасте, когда ведущая рука еще не определилась, а в семье есть леворукие родственники (то есть гипотетически мой ребенок может оказаться обоеруким или левшой). Мои доводы мама парирует одинаково: "Ну не знаю! В мое время все делали вот так, и наши дети выросли нормальными!" Точка.
2. Я веду себя с ребенком неправильно. Я недостаточно строгая и требовательная, слишком многое ребенку позволяю, слишком мало наказываю, поэтому сын "чувствует мою слабину" (слова моей мамы) и не слушается. Ну да, я не заставляю ребенка в 2 года идти на ту детскую площадку, куда я считаю нужным - я спрашиваю своего ребенка, куда хочет он. Я не докармливаю его насильно, особенно той едой, которую он не очень любит. Я вместе с ним бегаю и играю, смотрю по нескольку раз подряд все серии отечественного мультика про Винни-Пуха (потому что в данный момент это его любимые книга и мультик), и радуюсь вкусняшкам. Но это все неправильно. Я должна заставлять (взрослый же лучше знает!); воспитывать, то есть приучать собирать игрушки, а не разбрасывать их, заниматься, то есть смотреть развивающие мультики и читать развивающие книжки, играть в спокойные игры, а не пинать дома мяч. Да, чуть не забыла: я же позволяю двухлетнему сыну шуметь и мешать взрослым. Например, дудеть в дуду, петь песенки или включать пылесос тогда, когда ребенку хочется! Возмутительно.
Я всё понимаю про "Отцы и дети". И вовсе не раскаиваюсь, что воспитываю своего ребенка не так, как воспитывали меня - то есть не послушным и "удобным", а шустрым, шумным, активным и самостоятельным. И чувствую себя хорошей и счастливой мамой... ну почти всегда. За исключением тех моментов, когда я понимаю, что моя собственная мама не считает меня хорошей мамой.
P.S. Для полноты картины: моя мама, постоянно побуждающая меня сомневаться в собственной мамской полноценности, в целом вовсе не цербер, как могло показаться. Это самая нежная, заботливая, самоотверженная, в меру строгая, теплая и просто классная бабушка для моего сына. Они обожают друг друга.
Вот так вот.