Илья МЕТЛИН
«МУЗЫКАНТ, ПЕВЕЦ, РАССКАЗЧИК.»
2010-е годы отмечены юбилеями певцов, принадлежащих к поколению первопроходцев, «обессмертивших» свое исполнительское искусство благодаря изобретению звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры. В интернете можно и сегодня услышать их проникновенные бессмертные голоса.
В 2011 году были отмечены юбилеи двух певиц, стоящих у истоков истории звукозаписи: 105-я годовщина со дня рождения Клавдии Шульженко (1906— 1984) и 140-я — Анастасии Вяльцевой (1871-1913).
В 2012 году отмечались:
— 165-летие со дня рождения Томаса Эдисона (1847-1931) и 135-летие изобретенного им фонографа, с которого началась эра звукозаписи. Благодаря такому «чудо-аппарату» сегодня можно услышать, например, голос Льва Толстого, его «Обращение к мальчикам — учащимся Яснополянской школы», записанное 21 февраля 1908 года.
— 130-летие выдающегося баритона Юрия Морфесси (1882— 1949).
— 105-летие патефона — портативной модификации граммофона, которая в первой половине ХХ века прочно вошла в быт; детский поэт Самуил Маршак придумал загадку о патефоне: «Музыкант, певец, рассказчик, а всего — кружок да ящик».
В 2013 году исполнилось 125 лет изобретению граммофона и 120 лет со дня основания первой фирмы грамзаписи «Берлинерал» (1893). Многими подобное изобретение воспринималось как чудо. Заслуженная артистка РБ Раиса Алексеевна Устинова так описала детские впечатления от граммофона: «... Раечка уловила неслыханные доселе звуки. В свои два года и три месяца она впервые услышала эту мелодию и очаровавший ее женский голос. Выглянув из-за печной трубы, увидела необычную картину: вокруг стола сидели гости, повернутые к какому-то ящику с огромной трубой, тарелкой, из которой и доносились эти завораживающие слух звуки. Раечка подумала, что тетя, которая поет в ящике, не может сама выйти на волю — ей надо помочь. Она тихонько соскользнула с печи и в мгновение оказалась рядом с «ящиком», просунув в его трубу свою ручонку, пыталась нащупать поющую тетю... Это был граммофон.» (Р.А. Устинова «Моя судьба в тебе, великая Россия», г. Уфа, 2006 г.).
Еще 2013 год был ознаменован 95-летием блистательной исполнительницы цыганских песен Раисы Жемчужной (1918), 115-летием Петра Лещенко (1898—1954) и афроамериканского певца Поля Робсона (1898—1976), в репертуаре которого были и русские народные песни, 110-летием Вадима Козина (1903—1994), 120-летием композитора Оскара Строка (1893—1975) — мастера отечественного танго. И наконец — 140-летней датой мировых бельканто — русского баса Федора Шаляпина (1873—1938) и итальянского тенора Энрико Карузо (1873—1921).
В 2014 году отмечалось 100-летие двух оперных певиц: Муниры Булатовой (1914—2011) из Татарии, и Бану Валеевой (1914—2003) из Башкирии. 115-летие Ляли Чёрной (1909—1982) — величайшей мастерицы цыганской песни: 125-летие Изабеллы Юрьевой (1899—2000), проникновенно исполнявшей романсы; а также Александра Вертинского (1889— 1957), автора-исполнителя собственных песен с его неподражаемыми интонациями голоса.
А в 2015 году грядут такие юбилеи, как 100-летие двух лирических теноров — Рашида Бей-бутова (1915—1989) и «башкирского соловья» Магафура Хисма-туллина (1915—2004), 105-летие известной исполнительницы татарских народных песен Зифы Басыровой (1910—1979), 95-летие блестящей звезды башкирской и татарской эстрады Фариды Кудашевой (1920—2010) и французского певца советской эстрады Жака Дуваляна (1920—2008), 85-летие аргентинской певицы и танцовщицы, исполнительницы фадо-фадилии — Лолиты Торрес (1930—2002), 115-летие Лидии Руслановой (1900—1973) и 60-летие квинтета сестер Фёдоровых, Екатерины, Нины, Нинель, Анастасии и Галины, возникшего в 1955 году. И, конечно, 120-летие Леонида Утёсова (1895—1982) — одного из первых зачинателей российского джаза.
Первоначально музыкальные записи появлялись на патефонных пластинках, которые воспроизводились со скоростью 78 оборотов в минуту. Все вышеперечисленные исполнители относятся к первому поколению музыкальных деятелей, кто обессмертил свое звуковое творчество на грампластинках. Впоследствии, благодаря известным в СССР коллекционерам, среди которых и уфимец Эдуард Фридрихович Кирш, с которым автор этих строк был лично знаком, эти записи были собраны студиями звукозаписи и реставрированы, а затем выпущены на долгоиграющих дисках, которые воспроизводились уже со скоростью 33 оборота в минуту. И уже на смену им пришли современные компакт-диски.
Автору этих строк музыка глубоко проникала в сердце с детства с пластинок папиной сестры, Натальи Юрьевны Метли-ной и маминого брата, Ильгиза Юсуфовича Кальметьева. Кружились на радиолах и патефонные пластинки, и, как сейчас принято говорить, образцы долгоиграющего «доброго винила», и гибкие пластиночки — звуковые страницы тогдашних журналов «Колобок» и «Кругозор».
Наша семья жила и в Макси-мовке, и в центре Уфы, приходилось мотаться туда-сюда, а музыка с пластинок неизменно скрашивала быт.
На улице Крупской у дедушки, маминого папы, была радиола «Исеть» с проигрывателем внизу, а в Максимовке — у бабушки, папиной мамы — «Рекорд» с проигрывателем наверху. Словом, музыка неизменно была слышна из динамиков комбинированной аппаратуры. Будучи маленьким, автор этих строк часто думал, заглядывая внутрь радиолы — что это за крохотные человечки там сидят и поют?
Любимыми телепередачами были «Утренняя почта» и «Музыкальный киоск».
Особенно проникновенно звучали голоса певцов-эмигрантов — их русская душа горевала и тосковала по покинутой родине.
Да, удивительное это изобретение — аппарат, поющий человеческим голосом. А ведь как испуганно раньше крестились деревенские старухи, когда на селе появилось радио: «Ай, Господи Иисусе — на стену повесили говорящую сковородку»!
ВСЕ ТЕЧЕТ, ВСЕ МЕНЯЕТСЯ -УСКОРЯЕТСЯ, УСКОРЯЕТСЯ
Первейшие звуковые устройства могли воспроизводить мелодии, но не способны были записывать произвольные звуки, такие как человеческий голос. Эти механические изобретения (шарманка, музыкальная шкатулка) воспроизводили музыку, записанную на бумагу, дерево, металлические валики, перфорированные диски. Отдаленно эти носители напоминают своим видом современные CD-, DVD-диски.
Современный Интернет — как машина времени. Достаточно сделать запрос информации о любом деятеле искусств, щелкнуть «мышкой», и — как по волшебству, на экране монитора начинают появляться изображения и голоса уже давно ушедших деятелей искусств. Изучаешь их творчество и размышляешь — насколько оно остается актуальным в нынешнее время?
Интернет — это кладезь информации, в том числе и музыкальной: это и биографии композиторов, и история музыкальных стилей и направлений; и аудио- и видеозаписи.
29 октября 2014 года Интернету исполнилось 45 лет.
Этому немаловажному для всего мира юбилею сопутствуют еще более солидные круглые даты.
В 2015 году исполнится 180 лет роману «4338-й год: Петербургские письма», Владимира Одоевского (1803—1869), где впервые было предсказано появление современных блогов и Интернета: «.между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далеком расстоянии общаются друг с другом. ».
Эти строки оказались пророческими: Интернет родился 29 октября 1969 года, через 100 лет после кончины Одоевского.
Изобретению Интернета предшествовали и другие технические новшества, связанные в первую очередь с развитием электричества. Сербский изобретатель Никола Тесла (1856— 1943), который в свое время сотрудничал с компанией Томаса Эдисона, описал суть явления вращающегося магнитного поля, запатентовал способ надежного получения токов, применимых в радиосвязи, занявшись с 1933 года вопросами беспроволочной связи, в том же году он изобрел мачтовую антенну. А до этого, ещё в 1908 году, Тесла писал так: «.бизнесмен в Нью-Йорке сможет диктовать указания, и они будут немедленно появляться в его офисе в Лондоне или любом другом месте. Он сможет со своего рабочего места позвонить любому абоненту на планете, не меняя существующего оборудования. Дешевое устройство, по размерам не больше, чем часы, позволит его обладателю слушать на воде и суше музыку, песни. доставляемые на большие расстояния. Таким же образом любое изображение, символ, рисунок, текст могут быть переданы из одного места в другое. Миллионы таких устройств могут контролироваться единственной станцией. Однако важнее всего этого станет беспроводная передача энергии».
Время подтвердило эти пророческие слова исследователя. Теперь уже несомненно, что Тесла здесь имел в виду развитие радио, телевидения и медиатехнологий.
45-летие Интернета также совпало и со 105-летием написания повести английского писателя Э.М. Форстера (1879—1970) «Машина останавливается» (1909), где изображена всемирная автоматическая система, обслуживающая человечество.
И наконец, 40 лет тому назад, в 1974 году академик Андрей Сахаров (1921—1989) писал в своей работе «Мир через полвека» следующее: «В перспективе. через 50 лет, я предпо- ! лагаю создание всемирной информационной системы (ВИС), которая сделает доступным для каждого в любую минуту содержание любой книги. ВИС должна включать индивидуальные миниатюрные запросные приемники-передатчики, диспетчерские пункты, управляющие потоками информации. Даже частичное осуществление ВИС окажет глубокое воздействие на жизнь каждого человека, на его интеллектуальное и художественное развитие. В отличие от телевизора, который является главным источником информации многих современников, ВИС будет предоставлять каждому максимальную свободу в выборе информации и требовать индивидуальной активности».
Слова академика, как показало время, тоже пророческие. Интернет оказался идеальным для индивидуальной активности — наберешь в поисковой строке запрос — и мгновенно получаешь результат, информацию о том или ином писателе, композиторе, певце, музыканте... Достаточно набрать название любимого фильма, мелодии — и уже через несколько секунд смотри и слушай на здоровье. Главное — знать точно авторов и название, включая и исполнителей. При поиске той или иной песни достаточно набрать запомнившиеся слова, например: «Я Земля, я своих провожаю питомцев.».
Меня всегда поражало — как можно про какой-нибудь зажи- ; гательный популярный запоминающийся хит говорить «ста- i рье»? Просто удивительно, что некоторые персоны воспринимают хиты, написанные много лет назад, как какое-то просроченное лекарство, которое пора выкинуть.
Качественно созданная мелодия или песня — они как хо- i рошее вино: чем больше лет, тем более приятным и нестареющим становится их звучание, в нем — аромат времени.
Например, я родился в 1972 году, когда исполнялись замечательные хиты и наблюдался общий расцвет мировой эстрады. Этот год был достаточно плодотворным для многих западных музыкантов, таких как John McLaughlin, Carlos Santana, Buddy Miles, Paul Motian, Chick Corea & Gary Burton, Jean-Michel Andr Jarre, Adriano Celentano, Keith Jarrett, Genesis, Neil Young, Jade Warrior, Jethro Tull.
Следует упомянуть и группу «Aphrodites Child» («Дитя Афродиты»), подарившую миру знаменитого Демиса Руссоса, в репертуаре которого звучали и по сей день звучат «From Souvenirs To Souvenirs» («От сувенира к су- j вениру»), «Forever And Ever» (Навсегда, навсегда»), «Goodbye, My Love, Goodbye» («Прощай, моя любовь»). В 2001 году Демис Рус-сос гастролировал в Уфе.
Лучшими песнями 1972 года стали: «Superstition», «Love and Happiness», «Papa Was a Rollin Stone», «Lean On Me», «Walk on the Wild Side», «Rocket Man», «All the Young Dudes», «Sail Away», «I’ll Take You There», «Ziggy Stardust», «You Are the Sunshine of My Life», «Heart of Gold», «Schools Out», «Tumbling Dice» и «Smoke on the Water».
В вышеуказанном году блис- j тали такие певцы, как Stevie Wonder, Al Green, Bill Withers, David Bowie, Neil Young, Lou Reed, Elton John, Alice Cooper, Randy Newman, группы «Temptations», «Staple Singers», «Mott the Hoople», «Rolling Stones», «Big Star» и «Deep Purple».
► Музыкальный салон
Престижную премию Grammy завоевали исполнители George Harrison, Phil Spector, Eric Clapton, Bob Dylan, Ravi Shankar и Roberta Flack с песней «The First Time Ever I Saw Your Face».
1972 год подарил миру хиты от таких музыкальных деятелей, как Don McLean, с его лиричными, быстро завоевавшими мировую популярность синглами, полными поэтических размышлений, «American Pie» («Американский пирог»), «Vincent», «Everybody Loves Me, Baby» («Все любят меня, бэйби»). Donny Osmond, с его не менее лиричными, почти медитативными композициями, полные состояния чистого, без тревог и волнений сознания — «Moon River» («Лунная река»), «Don’t Give Up» («Не сдавайся»). От дуэта Mouth & MacNeal мир получил зажигательную песню «How do you do» («Как дела?»), Harry Nilsson подарил скорбную, но лиричную «Without You» («Без тебя»). Песня с таинственной энергетикой «Horse With No Name» («Безымянная лошадь») явилась подарком от группы «America». Giorgio Moroder обрадовал меломанов хитом «Son Of My Father» («Сын моего отца»). Трагичная, но проникновенная и нежная «Alone again, naturally» («Снова один») — ее как автор преподнес Gilbert O’Sullivan, а Paul Simon сочинил мелодичную «Mother And Child Reunion» («Мать и дитя»). И озорной хит Beautiful Sunday, который исполнял Daniel Boone. В русскоязычной версии эта песня называется «Воскресенье — радостный день», а звучала она в исполнении трех вокально-инструментальных ансамблей — «Веселые ребята», «Добры молодцы» и «Поющие гитары».
Многие из этих мелодий и ритмов зарубежной эстрады в инструментальных обработках М. Рамоса, Д. Ласта, П. Мориа и других были на слуху у молодежи в советское время.
Несмотря на цензуру, многие западные мелодии, блестяще аранжированные для эстрадно-симфонических оркестров под руководством именитых дирижеров, становились популярными и в СССР Их аранжировки звучали по радио и в телезаставках. Для этих мелодий писались русские тексты.
Именитые дирижеры — это Эн-нио Морриконе (1928) в 2013-м году у него был 85-летний юбилей, Джеймс Ласт (1929), отметивший 85-летие в 2014-м. И Поль Мориа (1925—2006), чье 90-летие грядет в 2015 году.
1972 год был плодотворным и для отечественного (советского) музыкального мира. Появились песни «Лесной Олень» (Е. Крылатов — Ю. Энтин) в исполнении Аиды Ведищевой. «Увезу тебя я в тундру» ( М. Фрадкин — М. Пляцковский) из репертуара ВИА «Самоцветы» и «Косил Ясь конюшину» — белорусская народная песня в обработке и исполнении группы «Песняры».
В 2014 году исполнилось 80 лет со дня рождения Евгения Кры-латова, 100 лет со дня рождения Марка Фрадкина, 45-лет со дня основания ансамбля «Песняры».
В наступающем 2015 году — 80-летие поэтов Юрия Энтина и Михаила Пляцковского.
Сегодня замечательные нестареющие хиты, созданные лучшими авторами и исполненные известными солистами и ансамблями, можно найти и послушать в Интернете. Каждый может вспомнить и снова почувствовать атмосферу времени своего детства или юности.
«ДВА ВОЛШЕБНЫХ КОЛЕСА...»
Второе поколение музыкальных деятелей, обессмертивших свое творчество посредством звукозаписи, — это исполнители, записавшие свой голос и игру на музыкальных инструментах уже на магнитофонную ленту.
2012 год был отмечен 80-летием магнитофонной ленты. Именно с нее в 1932 году компания AEG начала производство прибора для магнитной записи под названием «Магнетофон-К1». Носителем в «Магнетофоне-К1» была пленка, ее изготавливал немецкий химический концерн BASF. «Магнетофон-К1» был представлен публике в 1935 году на радиовыставке в Берлине.
В 2013 году исполнилось 115-летие телеграфона Паульсе-на, первого прибора магнитной записи. Этот прибор впоследствии явился «отцом» и «дедом» катушечных и кассетных магнитофонов. Именно на магнитофонах с 1960-х годов оставляли свои голоса основоположники бардовского искусства: Владимир Высоцкий (1938—1980), Александр Галич (1918—1977), Булат Окуджава (1924—1997) и Юрий Визбор (1934-1984). В 2013 году были отмечены две годовщины: 75 лет со дня рождения Высоцкого и 95 лет - Галича. 2014 год был отмечен 80-летием Визбора и 90-летием Окуджавы.
В 1980-е годы на катушечных магнитофонах записывали свои песни рок-исполнители Александр Башлачёв (1960-1988), солист группы «Кино» Виктор Цой (1962-1990) и солист группы «ДДТ», уфимец Юрий Шевчук (1957). 2012 год отмечен полувековым юбилеем рано ушедшего Виктора Цоя и 55-летием здравствующего Юрия Шевчука. 55-летняя годовщина рождения рано ушедшего Башлачёва наступит в 2015 году.
Магнитофонная лента обессмертила их голоса. Про магнитофон (как и про патефон) тоже была придумана загадка: «Два волшебных колеса повторяют голоса, друг за другом тянут сами полосочку с голосами».
Вот какое замечательное звуковое наследие двух поколений музыкантов и певцов, зафиксированное звукозаписывающей аппаратурой, мы получили к 45-летию Интернета! А у Интернета перспективы гораздо шире.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Сейчас уже третье поколение музыкальных деятелей использует звукозапись, но записывает свои музыкальные произведения с помощью более современных методов. У техники звукозаписи - принципиально новый этап развития.
Это направление называется «New Age» («Новый возраст»), представителями которого являются музыканты (среди которых встречаются и мультиинструменталисты), композиторы и продюсеры, такие как Китаро (1953), Шри Чинмой (1931-2007), Мишель Вейсер (1948), Клео де Мальо(1963), Евгений Карев (1955) и другие. В создание их музыки входит и запись звуков природы: пения птиц, криков зверей, жужжания и стрекота насекомых, шума воды, ветра и огня. Записанные на современные аудионосители звуки природы уже могут восприниматься слушателями как самодостаточное произведение искусства, если дело касается звукотерапии. В музыкотера-пии часто делается упор на девять самых приятных звуков для человеческого слуха: утреннее пение птиц, кошачье мурлыканье, шум дождя, смех, журчание ручья, шум прибоя, потрескивание горящих в камине дров и хруст снега под ногами.
Современная технология звукозаписи уже чутко улавливает все оттенки работы исполнителя над звуком. У современных меломанов и музыковедов отмечен интерес к корпоромузы-ке (лат. «музыка тела») - горловому пению и битбоксингу. А также к экзотическому звучанию австралийского диджериду и
распространенного по всему ми- ; ру варгана. На этих инструментах демонстрируются самобытность и своеобразная красота оберто-новой мелодизации и тембровой колористики. Всю эту многогран- j ную красоту звука можно зафик- ! сировать лишь современной циф- j ровой технологией звукозаписи.
Для кого-то это еще пока не- ! изведанные грани искусства, и новое поколение музыкантов здесь будет открывать свои новые горизонты.
Каким он будет, новый этап развития звукового наследия -покажет время.
Но несомненно, что благодаря Интернету сокровищница звуковой мировой культуры стала доступна по всему миру.
Про телевизор тоже в свое время были придуманы загадки, например:
«Вот так дом: одно окно,
Каждый день в окне кино.
Живет в нем вся Вселенная.
А вещь обыкновенная».
Или:
« Что за чудо, что за ящик ?
Сам — певец и сам — рассказчик,
И к тому же заодно
демонстрирует кино».
Но теперь отгадкой всех по- ; добных загадок является Интер- ; нет — кладезь звукового наследия.